• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будем "стучаться" в Центр школьные реформы должны быть продуманными

Волгоградская правда. 2004. № 181. 28 сентября

...Ректор Высшей школы экономики Ярослав Куэьминов приводит такие данные: за минувшее десятилетие количество учащихся в системе профтехобразования сократилось вдвое, а студентов, наоборот, в два раза увеличилось. В результате мы оказались на пороге серьезного кризиса - острейшей нехватки квалифицированных рабочих при одновременном переизбытке специалистов с высшим образованием....

Начался новый учебный год - событие знаменательное не только для тысяч школьников и педагогов, но и для сотен тысяч мам и пап, бабушек и дедушек. И пока дети радуются встрече с друзьями после каникул, взрослые терзаются вопросами: какие очередные реформы и испытания ждут их маленьких Ломоносовых a этом году?
О проблемах и перспективах сегодняшней школы мы беседуем с председателем комитета по образованию Волгоградской областной Думы Риной Гусевой.

- Ирина Михайловна, думаю, мы не погрешим против истины, если скажем, что главным сейчас для многих родителей и учеников является вопрос о будущем Единого государственного замена. Как вы оцениваете первые итоги этого эксперимента?
- У ЕГЭ сегодня много активных сторонников и столь же активных противников. На мой взгляд, истина лежит где-то посередине. Идея ЕГЭ не безупречна, но и не вредна. Однако сегодняшнее воплощение этой идеи не выдерживает никакой критики. По замыслу реформаторов, ЕГЭ должен помочь госказне значительно сэкономить на образовании. Реально же это оборачивается выброшенными на ветер огромными бюджетными деньгами. Попытки педагогов публично обсудить минусы и просчеты ЕГЭ упираются в глухое нежелание федерального центра вообще вести диалог на эту тему. А тем временем многочисленные недоработки эксперимента - организационные и иные дискредитируют саму идею ЕГЭ, который в идеале призван бороться за объективность оценки уровня знаний выпускника. Выход из ситуации мне видится один: сделать Единый госэкзамен максимально открытым для обсуждения, привлечь специалистов и привести с их помощью эксперимент в профпригодное состояние. Форма ЕГЭ достаточно разумна для того, чтобы постепенно стать основным механизмом для проверки знаний по всей стране.
- Ирина Михайловна, по всей стране сегодня активно обсуждается вопрос о замене льгот деньгами, но при этом никто почему-то не говорит о другом планируемом событии - отмене единой тарифной сетки, по которой рассчитывается сегодня зарплата бюджетникам, в том числе педагогам. А ведь это коснется очень многих...
- Да, единую тарифную сетку действительно собираются отменить. Таким образом, оплата труда работникам бюджетных сфер будет передана с федерального уровня на региональные и муниципальные. Однако ни для кого не секрет, что далеко не все регионы сегодня способны обеспечить своим бюджетникам достойный заработок. В итоге, боюсь, уровень заработной платы тех же учителей может стать еще ниже, чем он есть в настоящее время. Это, в свою очередь, неминуемо повлечет за собой утечку кадров из образования. Я считаю, что подход федеральной власти к реформированию системы оплаты труда работников бюджетной сферы должен быть максимально взвешенным. Нельзя допустить непродуманных решений. В любом случае должны быть сохранены государственные гарантии по оплате труда за отраслевыми ставками заработной платы и окладами, устанавливаемыми правительством РФ и вводимыми в единые сроки на всей территории РФ. Должны быть на федеральном уровне установлены доли надтарифной части фонда оплаты труда работников бюджетной сферы для материального стимулирования их труда. В случае передачи полномочий в сфере оплаты труда регионам и муниципальным образованиям последние должны быть обеспечены необходимыми доходными источниками для реализации этих полномочий. Я обещаю, что наш комитет будет инициировать обращение депутатов по этой проблеме к Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе.
- Давайте поговорим немного о работе вашего комитета в областной Думе. Насколько я знаю, вы и ваши коллеги - депутаты-педагоги выступаете за внесение изменений в областной Закон "О контрактной целевой подготовке" в части подготовки рабочих кадров. В чем их суть?
- Одна из важных проблем, над которой мы сейчас работаем,
- разработка законодательных условий для создания новой системы подготовки рабочих кадров. В 90-е годы в нашей стране была разрушена советская система, по которой большая часть молодых людей приходила на предприятия из ПТУ. Новая же, способная удовлетворять нужды обновленной экономики, так и не появилась. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Куэьминов приводит такие данные: за минувшее десятилетие количество учащихся в системе профтехобразования сократилось вдвое, а студентов, наоборот, в два раза увеличилось. В результате мы оказались на пороге серьезного кризиса - острейшей нехватки квалифицированных рабочих при одновременном переизбытке специалистов с высшим образованием. Сегодня наш комитет прорабатывает все возможные варианты решения этой проблемы и будет предлагать Государственной Думе целый ряд поправок в федеральные законы. Параллельно мы ведем рассмотрение областной программы "О противопожарной безопасности": в сегодняшних условиях для школ эта проблема крайне актуальна. К счастью, наши областные власти не сидят сложа руки: в сто пять учреждений образования уже приобретены средства пожаротушения, при этом особое внимание уделено коррекционным школам и детским домам. Нашему комитету удалось также возобновить роботу двух ключевых программ, касающихся сферы образования, - это компьютеризация школ и "Школьный автобус". Рассмотрен вопрос о внесении изменений в программу "Школьное поле".
- Очевидно, что ваш комитет работает в самом тесном контакте с областной исполнительной властью...
- Да, безусловно. И главный результат наших совместных усилий - то, что ни одна школа в нашей области за последние годы не закрылась. Более того, мы можем гордиться тем, что благодаря совместной работе главы администрации области и глав сельских районов сегодня производятся капитальный ремонт и строительство школ во многих уголках нашей волгоградской глубинки. К примеру, в Старополтавском районе при большой поддержке губернатора области Николая Максюты и главы района Сергея Булгакова к новому учебному году открылись две новые школы: в селах Верхняя Водянка и Черебаево. Еще один радостный факт - тысячи волгоградских школьников минувшим летом отдохнули в летних лагерях. Причем многие - за счет областной казны. Администрация области и лично губернатор уделяют летнему отдыху наших ребятишек самое пристальное внимание. Не менее серьезно отношение областной власти и к проблеме технического оснащения образовательных учреждений. В текущем году из областного бюджета выделяется около 75 миллионов рублей на приобретение компьютеров для школ, ПУ и вузов области. Более 15 миллионов рублей пошло на покупку учебных пособий для школьников из малообеспеченных семей. На 4 с половиной миллиона рублей приобретены 10 новых автобусов, которые с 1 сентября начали возить в школы детей из отдаленных селений. Приятно, что глава области Николай Кириллович Максюта не только понимает важность поддержки и развития сферы образования, но и подкрепляет это реальными делами.
- Ирина Михайловна, что бы вы пожелали своим коллегам-учителям, детям и их родителям в начале нового учебного года?
- Ребятам я хочу пожелать усердия и трудолюбия, уверенности в своих силах. Учителям - понимания, терпения и творческих успехов. И всем нам - здоровья, благополучия и оптимизма в любых жизненных ситуациях!