• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ну и чего мы добились? Социальные итоги ЕГЭ

Северный Кавказ. 2005. № 23. 30 июня

Недавно завершилось первое исследование социальных последствий введения единого государственного экзамена. Руководил им профессор социологии Азер Эфендиев в Государственном университете — Высшей школе экономики.

Недавно завершилось первое исследование социальных последствий введения единого государственного экзамена. Руководил им профессор социологии Азер Эфендиев в Государственном университете — Высшей школе экономики.
О едином экзамене говорят много. Но в чистом виде он проводится лишь в трех регионах России -Якутии, Чувашии и Марий Эл. Там все школы работают на ЕГЭ, и все вузы региона принимают абитуриентов по результатам госэкзамена на все специальности.
Для сравнения изучали данные студентов-четверокурсников, не сдававших ЕГЭ, обучающихся по тем же специальностям, что и молодежь первого и второго курсов, поступившая в вуз на основе ЕГЭ. Причем одна из главных драм сегодняшней высшей школы — это не то, что все хотят поступить, а что хотят учиться именно на престижных факультетах. В исследовании постоянно отслеживалась эта проблема, что сказалось на отборе факультетов и специальностей.
Изменения социальной структуры студенчества также оценивались но месту жительства, образованию и профессионально-должностному положению родителей, совокупному материальному положению и культурному капиталу семьи.
Исследование проводилось из расчета на то, что доступность высшего образования определяется не только социально-экономическими факторами. Опыт развитых стран показывает, что социальная структура студенчества, независимо от того, платное обучение в вузе или бесплатное, остается примерно одинаковой. Иными словами, создается материальная преграда или нет, дети из рабочей среды все равно не идут учиться, потому что сказываются факторы, ограничивающие интересы данной молодежи. С культурной и социокультурной точки зрения стремление получить высшее образование возникает лишь в семьях с особыми жизненными установками — как правило, в среде среднего класса и высших слоях общества. По всем высшим учебным заведениям среди студентов дети из сел составляют от силы 4-5%. А в Йошкар-Оле — 30-40%. Потому что республиканские университеты давно «пашут на делянках» своих деревень, и один из главных ресурсов поступающих в вуз — это сельские школьники. По этому параметру не обнаружено серьезных различий между теми, кто поступил с ЕГЭ (1-й и 2-й курсы) и без ЕГЭ (4-й курс).
Второе — образование родителей. Здесь начинается очередная драма. Оказалось, что благодаря ЕГЭ уменьшается количество детей в вузах, чьи отцы имеют высшее образование, и стало больше ребят, чьи отцы имеют среднее техническое образование. В отношении профессионально-должностных характеристик отцов произошло существенное изменение, четко закрепленное по всем параметрам. Детей, чьи отцы — рядовые работники, стало больше на одну треть.
Что касается культурного потенциала семей, то здесь отмечены лишь несущественные различия между студентами первого, второго и четвертого курсов. То есть выходит, что прирост студентов получился за счет детей рядовых работников, но только тех, чей культурный и материальный потенциал был на уровне семей прежних студентов. Поэтому на основании проведенного исследования можно сказать четко: ЕГЭ позволил людям, которые из-за чувства социальной неполноценности не претендовали на поступление в вуз, стать более уверенными. Таких студентов примерно 10%. Они признались, что, если бы не удачные результаты сдачи госэкзамена, они никогда бы и не подумали о получении высшего образования.
Но это же хороший результат! Да, казалось бы. Однако ЕГЭ в социальном аспекте задумывался как механизм, который уменьшает социально-экономические различия. Но это сегодня реализуется явно не в полной мере, так как в два раза увеличились объемы подготовительных курсов. То есть репетиторы, которых раньше находили в вузах, теперь уходят в школы, и оказалось, что сегодня 30% сельских ребят прошли подготовительные курсы, действующие на селе. Таким образом, исследование показало, что реализация ЕГЭ в том виде, как он задумывался, затруднена.
Кроме того, уровень современной массовой средней школы таков, что становятся актуальными вопросы: насколько знания и умения студентов, поступивших на основе ЕГЭ, соответствуют высшему образованию? Как новое социальное соотношение и последствия внедрения ЕГЭ повлияют на саму высшую школу? Это требует научного, в том числе социологического, исследования учебы студентов, поступивших на основе ЕГЭ, — их взлетов и неудач на пути к высшему образованию.