• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И психология экономики, и экономика психологии

Столичное образование. 2005. № 8. 2 августа

...Факультет психологии ГУ-ВШЭ был создан три года назад и в следующем году ему предстоит выпустить своих первых бакалавров. Институт практической психологии «Вышки» еще моложе. Он осуществляет подготовку лиц с высшим образованием к профессиональной деятельности в таких популярных и высокостатусных сферах психологической практики, как организационная психология и управление персоналом, практическая психология в сфере коммуникаций и бизнеса, психологическое консультирование, психотерапия и психодиагностика личности. Сегодня мы беседуем с Александром Борисовичем Орловым, доктором психологических наук, профессором факультета психологии и директором Института практической психологии ГУ-ВШЭ...

Статистика утверждает: в вечном споре «физиков» и «лириков» на образовательном фоне в последние годы все мощнее звучит голос тех, кто в качестве будущей специальности выбирает психологию. «Социальный заказ» ясен - и ведущие вузы уже успели на него откликнуться, открывая новые факультеты, специальности, кафедры...
Факультет психологии ГУ-ВШЭ был создан три года назад и в следующем году ему предстоит выпустить своих первых бакалавров. Институт практической психологии «Вышки» еще моложе. Он осуществляет подготовку лиц с высшим образованием к профессиональной деятельности в таких популярных и высокостатусных сферах психологической практики, как организационная психология и управление персоналом, практическая психология в сфере коммуникаций и бизнеса, психологическое консультирование, психотерапия и психодиагностика личности. Сегодня мы беседуем с Александром Борисовичем Орловым, доктором психологических наук, профессором факультета психологии и директором Института практической психологии ГУ-ВШЭ.


- Александр Борисович, как получилось, что в структуре экономического вуза, каким является ГУ-ВШЭ, возникла такая «психологическая составляющая» ?
- Прежде всего я не стал бы называть «Вышку» чисто экономическим вузом. Да, изначально это было именно так, но затем, в силу множества причин, стратегия развития вуза изменилась. Его руководство осознало: ГУ-ВШЭ может претендовать на звание полномасштабного классического университета - и тогда чуть ли не каждый год стали возникать новые факультеты неэкономического профиля, в основном гуманитарного цикла. Именно эта тенденция предопределила появление в «Вышке» факультета психологии как непременного атрибута любого классического вуза.
Наш Институт был создан под эгидой факультета психологии ГУ-ВШЭ, однако он является автономным подразделением. В положении об его учреждении записаны три основные цели деятельности: образовательные услуги в формате дополнительного и послевузовского образования, научно-исследовательская деятельность и консультационные услуги. Я полагаю, что потенциал нашего Института чрезвычайно велик.
- Значит, по-Вашему, современному экономисту не обойтись без знания психологии?
- Без знания психологии сегодня не обойтись не только экономисту, но и представителю любой другой профессии. К слову, если рассматривать современные тенденции в экономической сфере, то одна из последних Нобелевских премий была присуждена за работу, выполненную именно на стыке таких наук, как экономика и психология. Это чрезвычайно актуально: ведь взаимоотношения различных игроков на этом рынке - во многом психологические взаимодействия. И потому бизнесменам необходимо умение общаться, взаимодействовать с партнерами, конкурентами, коллективами фирм и предприятий.
Очень показательно то, что психологию как классическую «чистую» науку, замкнутую в башню из слоновой кости, в нашем Институте не изучают. Наших слушателей больше интересует кадровый менеджмент, организационная психология, психология рекламы... В общем - практическая психология.
- Не могли бы Вы немного «расшифровать» для наших читателей это понятие?
- Конечно. В него, по определению, заключены различные формы деятельности психолога. Практический психолог - это не теоретик, не экспериментатор и не исследователь. Это совершенно особая профессиональная позиция, предполагающая непосредственную работу психолога с клиентами. Причем клиент может быть любым -от государственной структуры, частной компании до семейной системы или отдельного индивида. В зависимости от поставленной задачи специалист сферы практической психологии использует психологические знания, методы и технологии для того, чтобы оптимизировать деятельность корпорации, нормализовать межличностные отношения в той или иной группе, оказать помощь человеку в решении его личных проблем.
Чрезвычайно важно, чтобы руководство организаций и предприятий понимало, насколько важна психологическая компонента в работе их структур. Ведь учет психологических факторов и условий совершенно необходим в таких процессах, как руководство персоналом, командообразование, формирование корпоративной культуры, ведение переговоров, разрешение конфликтов... Причем этот учет необходим на всех уровнях, - от топ-менеджеров и директоров компаний до рядовых исполнителей. Впрочем, большинство руководителей осознают значимость этих факторов, поэтому психологические разработки в данных сферах уже представлены на рынке и пользуются спросом, несмотря на то, что процесс формирования самого рынка психологических образовательных и консультационных услуг еще далеко не завершен.
- Общеизвестно, что большинство изданий, по указанным Вами вопросам, создано западными психологами... Как предложенные ими решения приложимы к российским реалиям и отечественному менталитету.
- Действительно, такая проблема есть. Долгие годы практическая психология не получала в стране должного развития, и потому большинство разработок в этой области представлено, так сказать, в «импортных вариантах». С другой стороны, рынок представляет собой не только совокупность потребителей, но и площадку, на которой новая продукция подвергается определенной обработке. Многие разработки, которые сейчас на этом рынке циркулируют, уже в достаточной степени адаптированы с учетом нашей, отечественной клиентуры, ее экономической и ментальной специфики... Такие разработки уже с полным правом можно назвать отечественными, хотя, конечно, их исходный фундамент изначально был западным...
- Расскажите поподробнее о научной работе, которую ведет Институт практической психологии?
- Научная работа в значительной степени осуществляется в контексте тех научно-исследовательских разработок, которые ведет факультет психологии ГУ-ВШЭ... Факультет обладает целым рядом необходимых условий для осуществления такой работы: научным потенциалом, наличием ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций, аспирантурой, необходимой инфраструктурой... С другой стороны, Институт как отдельное подразделение имеет возможность предоставить факультету площадки для исследований в области той же практической психологии. В настоящее время создается развернутая программа исследовательской работы.
Наряду с образовательными, Институт психологии занимается также и консультационными бизнес-проектами. Мы осуществляем практическую деятельность в таких наиболее популярных и высокостатусных сферах психологической практики, как организационное, индивидуальное, детско-родительское, супружеское, семейное и групповое консультирование, а также индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.
Консультирование проводят дипломированные и сертифицированные специалисты. Оно может быть как очным, так и заочным, дистанционным... Так развиваемая нами программа «Абонент» направлена на оказание психологической помощи абонентам операторов сотовой связи. Ее реализация планируется в рамках договора ГУ-ВШЭ с ЗАО «Соник-Дуо Мегафон-Москва» и предполагает предоставление психологических информационно-консультационных услуг абонентам по широкому спектру индивидуальных, детско-родительских, супружеских психологических проблем.
Короче говоря, бизнес-проекты Института планируются нами в качестве комплексной базы и для научной работы, и для образовательных программ.
- Вы говорили о дистанционных программах,,. Планирует ли Институт практической психологии развивать дистанционное обучение?
- Поскольку, по моему мнению, одна из задач Института заключается в том, чтобы диверсифицировать формы дополнительного, последипломного образования, то идея дистанционного образования - логическое и естественное продолжение нашей работы. Однако, чтобы создать «виртуальные» курсы, их для начала нужно обкатать «вживую».
Так что, с учетом нашей консультационной практики, работы для профессорско-преподавательского коллектива нашего Института более чем достаточно...
- Расскажите поподробнее о профессорско-преподавательском составе Института.
- К работе в наших образовательных программах привлекаются ведущие профессора и преподаватели факультетов психологии ГУ-ВШЭ и МГУ, атакже наиболее авторитетные в соответствующих областях психологи-практики. Объединение усилий ведущих психологических организаций и центров научно-практической направленности позволяет сочетать в учебном процессе глубинную теоретическую подготовку академического уровня с уникальной возможностью получить практические знания и навыки из первых рук - занятия проводят самые известные специалисты, чей авторитет и мастерство признаны не только российскими, но и международными, профессиональными сообществами.
- Есть ли у учебного процесса Института практической психологии своя специфика, и в чем она состоит?
- Дело в том, что мы принимаем для обучения тех, кто уже имеет высшее (в основном гуманитарное) образование. В основном это люди, которые уже успели занять определенное положение в сфере предпринимательской, экономической деятельности. Вопросы, которые их интересуют, различны. Иногда это сугубо профессиональный интерес, стремление получить психологические знания, которые помогут более продуктивно работать самому слушателю и его структуре. Бывают, конечно, и более личные мотивы...
Специфика нашей аудитории определяет специфику учебного процесса. Мы стараемся и будем стараться делать этот процесс как можно более гибким, отвечая на запросы наших слушателей -как реальных, так и потенциальных. Мы стремимся адаптировать под эти запросы, насколько это возможно, -и учебные планы, и сам учебный процесс. Результаты уже заметны - люди, которых интересует психологическое образование в экономической сфере, все чаще делают выбор в пользу нашего Института.
- Каким формам обучения - традиционным или новаторским - отдается предпочтение в Институте?
- Работая с определенными учебными планами и по определенным учебным программам, мы стремимся сочетать традиционные и инновационные формы обучения. Здесь важен баланс. Я уже говорил о практической составляющей нашего учебного процесса - поэтому простое заимствование лекционных курсов с университетских кафедр здесь не подходит. Мы стремимся к тому, чтобы максимальное количество учебных часов слушатели усваивали знания, получали навыки в практико-ориентированных занятиях. Поэтому, конечно же, мы широко используем различные формы тренинговой работы, анализ конкретных кейсов и т.п.
- Институт работает под брендом ГУ-ВШЭ... А развивает ли он связи с другими вузами, в том числе и зарубежными?
- Дипломы в сфере психотерапии и психологического консультирования во всем мире традиционно не получают в рамках университетского образования. Такое образование должно быть после-дипломным. Что касается Института, конечно же, мы развиваем международные связи и планируем развивать их и в дальнейшем.
Мы сотрудничаем с Венским университетом, а также с Международным обществом экзистенциального анализа. Президент этого авторитетного в Европе психотерапевтического общества, профессор Альфрид Лэнгле недавно приезжал к нам в Институт, где читал публичную лекцию для преподавателей и студентов.
Мы рассчитываем, что наши коллеги из США и Европы (в том числе представляющие психологические факультеты, институты и центры западных университетов, с которыми традиционно сотрудничает «Вышка»), будут включаться в образовательный процесс и предлагать нашим слушателям свои учебные и практические разработки. К слову, практически все те западные профессора, с которыми мы хотели бы иметь дело, уже имеют опыт контакта с российской аудиторией. Тот же профессор Лэнгле уже на протяжении нескольких лет ведет в России сертификационную группу по подготовке психотерапевтов.
- Александр Борисович, из-за популярности психологического образования его стремятся дать многие российские вузы... Не приведет ли это через несколько лет к перепроизводству кадров?
- Определенный бум в подготовке психологов действительно наблюдается... Впрочем, если учесть тот факт, что в Соединенных Штатах Америки, согласно данным социальной статистики, более 50% взрослого населения пользуются услугами практических психологов, мы еще очень далеки от их перепроизводства.К сожалению, до сих пор наши люди с сугубо психологическими проблемами идут не к специалистам-психологам, а в так называемый «оккультный сектор» - к биоэнергетикам, целителям, астрологам, хиромантам, колдунам... Странно, но именно все эти парапсихологи занимаются у нас вопросами межличностных отношений, внутрисемейными и внутриличностными проблемами. И, надо признать, именно через них идут основные людские и финансовые потоки. В такой ситуации много психологов быть не может.
Увеличение числа практических психологов, их массовая подготовка в условиях дефицита квалифицированных преподавательских кадров, конечно же, несут в себе риск - риск определенной девальвации всей этой профессиональной группы. С другой стороны, этот фактор может привести и к чрезвычайно продуктивным следствиям - обострению конкуренции, общему повышению профессиональных стандартов и, следовательно, качества оказываемых клиентам психологических услуг...
- И Вы полагаете, что специалист с дипломом Института практической психологии выдержит эту конкуренцию?
- Да, я полагаю именно так. Ради этого в определенном смысле мы и работаем, поскольку для нас крайне важно, чтобы выпускник Института стал не только компетентным специалистом в области психологии экономики, бизнеса, менеджмента, но еще и успешным, а значит, и конкурентоспособным предпринимателем в области экономики психологии, в стремительно развивающемся секторе рынка психологических услуг.