• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старшеклассникам разрешать выбирать учебные предметы И не учить то, что неинтересно

Газета. 2005. № 153. 17 августа

..."Во всем мире старшеклассники имеют право сами выбирать нужные им предметы. Даже в царской России были классические гимназии и реальные училища", - объясняет руководитель координационной группы Минобрнауки РФ по профильному обучению Анатолий Пинский. Впрочем, тем, кто не хочет ничего выбирать, этого делать не придется. Привычная система обучения останется и будет называться универсальным профилем...

О том, что можно будет самостоятельно выбирать учебные предметы и составлять собственное расписание уроков, российские школьники мечтают уже три года. Все это время руководители российского образования проводят эксперимент по введению профильного обучения в 10-х и 11-х классах. Вчера Министерство образования и науки РФ представило промежуточные итоги эксперимента и пообещало, что все российские школы перейдут на профильное обучение с 2007/2008 учебного года.

Смысл профильного обучения заключается в том, чтобы снизить учебную нагрузку на старшеклассников и дать им возможность более эффективно готовиться к поступлению в желанный вуз. Базисные предметы, такие как математика, русский язык, литература, история, по-прежнему остаются обязательными для всех. Но ученики 10-х и 11-х классов получают право самостоятельно решать, какие науки они хотят изучать углубленно, а какие - поверхностно. Таким образом, будущему лирику не нужно будет зубрить дифференциалы, а физику - литературные цитаты. "Во всем мире старшеклассники имеют право сами выбирать нужные им предметы. Даже в царской России были классические гимназии и реальные училища", - объясняет руководитель координационной группы Минобрнауки РФ по профильному обучению Анатолий Пинский. Впрочем, тем, кто не хочет ничего выбирать, этого делать не придется. Привычная система обучения останется и будет называться универсальным профилем.
Для того чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого старшеклассника, программа профильного обучения предусматривает "портфолио достижений ученика" - сборник творческих и научных работ, отзывов и рекомендаций педагогов, наград, полученных на образовательных конкурсах и олимпиадах.

Четыре варианта
Как рассказал вчера замдиректора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко, существует 4 возможные модели профильного обучения. Первые две модели уже отработаны на практике: это различные профильные классы внутри одной школы, а также школы, ориентированные на один профиль. С нового 2005/2006 года решено поэкспериментировать на двух новых моделях.
Одна из них - это составление индивидуального плана для каждого ученика: на выбор старшеклассникам будет предоставлено множество углубленных курсов, а они смогут выбрать сразу несколько из них. Второй вариант: выбирать можно будет не только предметы, но и школы, в которых их преподают лучше. Например, если школьник интересуется химией, но в его школе нет специализированной лаборатории, он сможет также заниматься в школе, в которой есть нужное оборудование. "Таким образом, школьное расписание, обязательное для всех, будет заменено на мобильное расписание: в соответствии с собственным учебным планом ученик сможет сам решать, какие занятия он посещает в течение недели", - говорит директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования Михаил Рыжаков.
Выбор модели профильного обучения останется за школами. "Но право выбора будет принадлежать не только директору, но и всем членам школьного совета: педагогам, родителям и самим ученикам", - уточняет Аркадий Пинский.
В Минобрнауки не боятся, что школьники начнут выбирать "что полегче". "Когда дети могут сами выбирать предметы, они демонстрируют хорошие успехи в учебе", - говорит Реморенко. Для того чтобы старшеклассники не ошибались в выборе профиля, в 8-9-х классах детей начнут учить выбирать интересующий их профиль, а также грамотно составлять собственный учебный план.

Придется приплачивать
Для того чтобы ввести профильное обучение во всех российских школах, по мнению Пинского, требуется перейти от почасовой оплаты учителей к тарифно-окладной системе, а объем бюджетного финансирования школы поставить в зависимость от количества учащихся. Игорь Реморенко отмечает, что новые принципы обучения потребуют новых навыков от педагогов. Не удастся обойтись и без новых учебников. Этим вопросом, по словам Михаила Рыжакова, займется союз Российской академии наук, Российской академии образования и издательства "Просвещение".
При этом разработчики новой программы не исключают, что некоторые занятия в профильных классах будут платными. "Главное, чтобы цены были разумные и механизм прозрачный. Например, если средние бюджетные расходы на одного учащегося - 1000 рублей в месяц, то расходы в 20-30% от этой суммы вполне посильны для многих родителей, особенно если они заказывают то, что сверх стандарта", - говорит Пинский.