• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Платить готовы!

Московские новости. 2005. № 32. 19 августа

...Что необходимо для повышения доступности качественного общего образования?
максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;
создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;
перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;
изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;
перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.....

Сейчас иметь высшее образование стало престижным. Изменится ли эта ситуация в ближайшей перспективе? В значительной мере наше отношение к проблемам высшего образования складывается под воздействием тех тенденций, которые мы наблюдаем, и оно инерционно.
С 2000 г. число принятых в вузы превышает число тех, кто успешно окончил 11 классов и получил аттестат зрелости. В 2003 г. этот разрыв достиг 200 тыс. человек. Вузы в последние годы увеличили прием до 1,5 млн. человек. Но уже не за горами резкий спад числа абитуриентов в силу демографических причин. Еще год-два школьные выпуски будут превышать 1 млн. человек, а затем упадут до примерно 800 - 870 тыс. Если судить по ситуации последних лет, то в вузах должен возникнуть огромный избыток мест, и проблема доступности перестанет кого-либо волновать. Так это или не так?
В 2005 г. трудно поверить, что в начале 90-х годов прошлого века молодежь думала, идти в вуз или нет. Многие тогда предпочли сделать выбор в пользу "реального" дела, а теперь "добирают" образование, чтобы закрепить тот социальный статус, который получили, отложив свою учебу на более поздний срок.
Но значительная часть поступающих в вузы идут туда в последние годы уже только потому, что не иметь высшее образование становится просто неприличным. Более того, поскольку получение высшего образования становится социальной нормой, работодатель предпочитает брать на работу тех, кто его получил.
Итак, учатся все - раньше или позже, но учатся, хотя и по-разному. И нам в условиях образовательного бума трудно представить себе, что через год или два положение в системе высшего образования может измениться, и, соответственно, изменится наше восприятие многих проблем, связанных с поступлением в высшую школу.
Стремление получить высшее образование и готовность платить за обучение характерны практически для всех российских семей - готовы платить и высокодоходные семьи и семьи с очень скромным достатком, готовы платить родители с высоким уровнем образования и с низким. Но разные ресурсы семей приводят их детей к разным результатам. Это обуславливает не только то, в какой вуз в конечном итоге поступит ребенок, но и на какую работу он после окончания высшего образования сможет претендовать. Но разные возможности семей в образовании проявляются намного раньше, чем речь начинает идти о поступлении в вузы.
Эти возможности уже определяются школой, в которую пошел учиться ребенок. Если еще 2о лет назад можно было просто отдать сына или дочь в соседнюю с домом школу, то теперь школу надо "правильно" выбрать. Правда, и 20 и 30 лет назад качество школы во многом оценивалось по тому, как ее выпускники поступали в вузы: в хорошей школе поступали все или почти все.
Но если раньше можно было сказать, что у хорошего учителя все поступают, и это дополняло характеристику школы, то сейчас хорошая школа - это необходимое, но, как правило, не достаточное условие поступления в тот вуз, в который ребенок хочет поступить или его семья считает, что он там должен учиться. Вместе с тем в последние годы идет формирование образовательных сетей вузов, и в зависимости от того, попадает школа в ближний или дальний круг такой сети, возможности попадания ребенка в выбранный вуз возрастают или уменьшаются.
Об образовательной карьере ребенка родителям ныне приходится задумываться буквально с его рождения - в какой детский сад он пойдет, как попасть в престижную школу, какую из них закончить. Можно сказать, что сейчас с самого раннего детства идет накопление "кредитной" образовательной истории ребенка. Важно уже не только то, как он учился, но и где.
Мы все больше сталкиваемся с тем, что родители начинают выбирать, в каком районе большого города жить в зависимости от того, как они мыслят образование своих детей.
Если же сравнивать возможности выбора школы у детей в столицах (Москве и Санкт-Петербурге), то они также выше. Здесь роль играет не только то, что в этих городах более высокие доходы, но и наличие развитой транспортной сети, когда до школы на другом конце города школьник, особенно старшеклассник, может удобно добраться.
Итак, наличие или отсутствие выбора либо подталкивает родителей к планированию образовательной карьеры, либо откладывает данную проблему в долгий ящик. И отдельный вопрос - это цена такого выбора.
Специфична ли эта ситуация для России. В общем и целом - нет. В развитых странах родители начинают планировать образовательную карьеру детей очень рано. Естественно, что от образовательного и материального уровней семьи зависит качество этого планирования. Важно одно - современный вуз начинается с детского сада.
В исследовании по проекту НИСП Е. М. Авраамова показала, что дети из семей с низким ресурсным потенциалом сейчас поступают в вузы, но это поступление не выполняет роль социального лифта. Как правило, по окончании высшего учебного заведения они обнаруживают, что высшее образование не дает им ни дохода, ни социального статуса (таблица).
Наступает разочарование. Это особенно тяжело для малообеспеченных семей, поскольку они, послав ребенка в вуз, уже исчерпали все возможности для социального рывка. Более состоятельные семьи, обнаружив несоответствие полученного образования их ожиданиям, делают ставку на получение второго высшего образования.
Таким образом, образовательные карьеры становятся все более сложными, предполагающими постоянный выбор. Соответственно, проблема доступности высшего образования изменяется, встраивается в новый социальный и экономический контекст.
Важно также учитывать, что поступление в вуз не решает всех проблем - это только начало пути. Престижный вуз надо еще закончить. И это в последние годы становится самостоятельной проблемой.
Еще одно измерение проблеме доступности добавляет вопрос о том, как государство будет финансировать высшее образование. В настоящее время здесь также ломаются копья. Большинство населения продолжает считать, что образование, в том числе и высшее, должно быть бесплатным. Но по факту в государственных вузах уже платят более 46% от общего числа студентов. На первом курсе в государственных вузах на платной основе сегодня учатся 57%. Если учесть контингент негосударственных вузов, то в России в настоящее время каждый второй студент платит за получение высшего образования. При этом стоимость обучения, как в государственном, так и негосударственном секторе высшего образования, постоянно растет.
Вопросы развития образования в нашей стране - это горячие вопросы, они сейчас затрагивают интересы практически каждой российской семьи, которая решает первоочередную задачу - предоставить своим детям возможность получения высшего образования.

Что необходимо для повышения доступности качественного общего образования?
максимально обеспечить образование детей старшего дошкольного возраста;
создать механизмы осуществления социальной адресной поддержки обучающихся с расширением доступности дополнительного образования;
перейти к профильному обучению в старших классах как способу удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;
изменить структуру стандарта общего образования, включив в нее требования к уровню подготовки выпускников, условия осуществления образовательной деятельности, примерный базисный учебный план;
перейти к отраслевой системе оплаты труда работников образования, в том числе используя механизмы снижения нагрузки учащихся и повышения заработной платы учителей.
"Приоритетные направления в развитии образовательной системы РФ"

[Графические материалы:
Что дает специальность, которую вы получаете?
Материалы доступны в бумажной версии издания]