• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жертва высшего качества

Политический журнал. 2005. № 28. 30 августа

...Образование не может быть качественным без соответствующего содержания. Последнее формируется в результате научных исследований. К сожалению, ныне объемы научных исследований существенно сократились в академических институтах, университетах, прикладных НИИ. В ряде отраслей прикладная наука просто перестала существовать. Складывается ситуация, которую можно охарактеризовать как оскудение источников формирования содержания образования...

По количеству людей с высшим образованием Россия за последнее десятилетие достигла высоких результатов. Так, по удельному весу лиц с высшим и послевузовским профессиональным образованием в численности экономически активного населения она занимает третье место по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития, уступая лишь Норвегии и США (соответствующие показатели в процентах: 27,9; 27,9; 22,3 в возрасте от 15–64 лет). Численность студентов на 10 000 населения возросла со 189 в 1995 г. до 414 в 2002 г.

Три взгляда на качество
Количество студентов в 2003/2004 учебном году достигло 6 455,7 тыс. человек, из них на бюджетной основе обучалось 2 973,9 тыс., с полным возмещением затрат на обучение – 3 481,8 тыс., из них в государственных и муниципальных вузах обучалось 2 622,3 тыс., в негосударственных вузах – 859,5 тыс. Если учесть, что в 1995/96 учебном году на бюджетной основе обучалось 2 426,6 тыс., а с полным возмещением затрат только 364,6 тыс., можно сделать вывод, что рост числа студентов происходил в основном за счет платных студентов.
Приведенные данные свидетельствуют о высокой востребованности высшего образования у населения страны. Об этом же говорят и данные социологических опросов учащихся выпускных классов и их родителей. Более 80% ответили, что они хотели бы продолжить образование в вузах. Этот феномен можно объяснить культурно-исторической традицией и экономическими факторами. Например, удельный вес безработных в экономически активном населении составляет среди лиц, имеющих основное общее образование, 12,8%, среднее (полное) общее – 13,7%, начальное профессиональное – 11,5%; среднее профессиональное – 7,7%, высшее профессиональное – 5,8%, при общем уровне безработицы – 9,4%. У лиц с высшим образованием более высокие карьерные перспективы.
На фоне высоких объемных показателей и интереса населения к получению высшего образования особенную остроту приобретает вопрос о качестве высшего образования. Проблема эта еще более обострилась с ростом числа учебных заведений, дающих высшее образование, и резким увеличением численности студентов.
Важно отметить, что единого понимания качества образования нет: для студента и родителей качественным будет то, которое позволит получить работу, обеспечивающую достойную жизнь; для общества образование должно разрешать социальные проблемы; для государства – обеспечивать развитие экономики и обороноспособность страны. Несомненно, что все эти подходы пересекаются, но важно их не отождествлять, видеть различия.
Тем не менее всегда можно выделить факторы, обеспечивающие качество образования. К ним следует отнести:
объемы инвестиций в образование;
квалификацию преподавателей;
контингент абитуриентов; содержание образования.

Когда умер естественный отбор
По всем трем показателям дела обстоят неблагополучно. Исследования показывают, что ныне высшее образование в России финансируется приблизительно на треть, в лучшем случае–наполовину от объемов конца 1980-х гг. Доля расходов на высшее образование составляет 0,66% ВВП, в то время как в европейских странах этот показатель вчетверо выше – 2,5–3%. Средние потребительские цены на высшее образование в госвузах составляют 12 186 руб. за семестр, а в негосударственных – 11 952 руб. за семестр. Приведенные объемы инвестиций не позволяют вузам достойно оплачивать труд преподавателей и модернизировать свой приборный парк. Так, в ценах 1993 г. стоимость последнего в секторе высшего образования сократилась более чем в 2,5 раза, объемы затрат на исследования и разработки в вузах страны составляли в 1994 г. 246,9 млн руб., в 1996-м – 172,6, 1990-м–190,0. С 2000 г. наметился рост финансирования, в 2002 г. он составил 306,7 млн в ценах 1994 г.
Средняя зарплата персонала, занятого исследованиями, в секторе высшего образования составила в 2002 г. 3476,9 руб., среднемесячная номинальная начисленная зарплата в образовательной отрасли составила 3383,9 руб., в вузах – 5344,1 руб. (данные 2003 г.). Это со всеми доплатами, надбавками, премиями, с учетом оплаты труда на условиях внутреннего совместительства.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в образовании составляет 61,5% от оплаты труда в экономике в целом и 52,5% от оплаты труда в промышленности. Данная ситуация приводит к существенному выбытию квалифицированных работников из сферы образования. Так, если в 1993 г. из сферы образования выбыло 628 тыс. человек, то в 2003 г. – 996,5 тыс., количество студентов, приходящихся на одного преподавателя, выросло с 10 до 14. Растет число преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства (25 481 человек в 1991/1992 учебном году и 77 917 – в 2003/2004 учебном году). Многие преподаватели работают в нескольких учебных заведениях. Им некогда заниматься наукой и вести методическую работу по совершенствованию учебного процесса, поскольку они и так перегружены. К тому же денег на оборудование для проведения научных исследований у них нет.
Наконец, в связи с демографической ситуацией из года в год сокращается число выпускников общеобразовательных учреждений. В 2003 г. полную среднюю школу окончило 1 370 667 человек, прием же студентов составил 1 411 700 человек. Следовательно, в 2003 г. он уже превысил число выпускников средних школ. Эта тенденция сохранилась и в последующие годы. Коэффициент отбора стал менее 1, то есть его практически нет. В такой ситуации речь идет о распределении выпускников между вузами и специальностями по их престижности. Конкурс же, о котором говорят, есть следствие положения о приемных экзаменах, согласно которому абитуриент может подать документы в несколько вузов одновременно.

Верхи не хотят, а вузы не могут
Низкий уровень инвестиций в образование, связанные с этим низкая зарплата работников высшей школы и стареющая учебно-лабораторная база приводят к снижению общего образовательного уровня в стране. К этому необходимо добавить массовость высшего образования и отсутствие отбора на обучение.
Совокупность этих факторов катастрофически повлияла на содержание образования. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» записано: одной из основных задач вуза «является развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использования полученных результатов в образовательном процессе» (ст. 8 п. 2.2.).
Образование не может быть качественным без соответствующего содержания. Последнее формируется в результате научных исследований. К сожалению, ныне объемы научных исследований существенно сократились в академических институтах, университетах, прикладных НИИ. В ряде отраслей прикладная наука просто перестала существовать. Складывается ситуация, которую можно охарактеризовать как оскудение источников формирования содержания образования.
Россия всегда славилась своими фундаментальными исследованиями. Сегодня существует реальная угроза потери этой фундаментальности, которую невозможно будет восстановить, несмотря на существенные инвестиции (об этом говорят примеры послевоенного периода развития Германии и Японии). Это, вероятно, самая серьезная угроза для качества отечественного высшего образования. Без адекватного содержания образования высшая школа России не сможет обеспечить становление общества и экономики, основанных на знаниях. При этом эффективность системы образования определяется не только объемом используемых в ней ресурсов, но и степенью ее адекватности потребностям национальной экономики, населения в целом и его отдельных социальных, профессиональных и территориальных групп. Высшая школа должна предлагать такое содержание образования, которое обеспечивало бы запросы общества и экономики, а в обществе и экономике должны быть сформированы механизмы, обеспечивающие востребованность этого содержания образования (т.е. национальная инновационная система).
Особое значение проблема качества образования приобретает на фоне тенденций к глобализации. Национальные провайдеры высшего образования, которые до настоящего времени были ограничены в предоставлении своих услуг рамками государственных границ стран, в которых они находятся, стали экспортировать эти услуги в другие страны. Глобализация резко обостряет конкуренцию на рынке образовательных услуг. Европеизация образования (Болонский процесс) ставит задачу обеспечения конкурентоспособности европейской системы образования.

Досье
Владимир Шадриков родился в 1939 г. в г. Рыбинске Ярославской области. Окончил физмат Ярославского пединститута (ЯГПИ). Ректор Ярославского педагогического института (1982–1985). С 1985 г. – зам. министра просвещения СССР (1985–1987), первый зам. председателя Гособразования СССР – министр СССР (1987–1991), зампред Госкомитета РФ по высшему образованию (с 1991-го); зам. министра общего и профессионального образования (с 1996-го). Академик РАО. Доктор психологических наук, профессор.