• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему учиться - выберут ученики Российская средняя школа переходит на профильное обучение

Российский вестник. 2005. № 25. 3 сентября

..."В развитых странах нет такого, чтобы старшая ступень школы была для всех одинакова: старшеклассники имеют возможность выбора", - говорит один из разработчиков концепции профильного обучения, член Российского общественного совета развития образования Анатолий Пинский...

Старшие классы российских школ с 2007 года станут профильными - с углубленным изучением естественнонаучных или гуманитарных предметов. Это одно из направлений модернизации российского образования, которая идет уже 5 лет. Идею профильного обучения, которое апробируется в некоторых регионах России с сентября 2003 года, поддерживают 96% школьников.
"В развитых странах нет такого, чтобы старшая ступень школы была для всех одинакова: старшеклассники имеют возможность выбора", - говорит один из разработчиков концепции профильного обучения, член Российского общественного совета развития образования Анатолий Пинский. Профильное обучение позволяет детям "видеть свои перспективы", это "мотивационный фактор", отмечает директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования Михаил Рыжаков. Фактически профильное обучение отчасти избавляет ребят от необходимости посещать подготовительные курсы при вузах, а также дорогостоящих репетиторов.
До сих пор большинство старших классов российских школ были общеобразовательными. По оценке, 30-35% школ будут продолжать придерживаться этой старой системы "универсального профиля", когда в программе не выделяют каких-либо предметов для особенно тщательного изучения. Остальные школы решили опробовать другую систему: одни дисциплины - профильные - скрупулезно штудируются, другим уделяют меньше внимания.
Идет перераспределение нагрузки между учебными предметами - в порядке приоритетов у детей. Тот, кому ближе биология и кто будет сдавать ее при поступлении в вуз, станет, говоря словами Пинского, "меньше и проще учить то, что он не выбирал", - например, литературу. Дети - "историки" будут меньше ломать голову над математическими задачками и химическими формулами. "Мы стараемся обеспечить общее качество образования разными способами", - комментирует Игорь Реморенко, руководитель координационной группы по профильному обучению Министерства образования и науки. Перераспределение часов - ощутимо дешевле, чем прибавка дополнительного времени на тот или иной предмет.
Такая система профильного обучения - и новая, и не совсем. В России с советских времен и по сей день работают так называемые спецшколы - математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. В 90-е годы кроме того сложилась система лицеев и гимназий разного профиля. Есть школы и многопрофильные - со старшими классами разных специализаций: экономической, филологической, исторической, информационно-технологической, спортивной и так далее. Эти, уже проверенные, модели профильного обучения остаются. Но к ним прибавятся еще две.
А именно: в старших классах ученикам можно будет заниматься по индивидуальному учебному плану (модульное обучение), а также получать образование в нескольких учебных заведениях одновременно (сетевое обучение): один предмет изучать в одной школе, другой - в другой. Эти две модели профильного обучения на практике осуществить сложнее, но эксперты расценивают их как перспективные.
Модульное обучение привлекает многих: ребенок может углубленно изучать весьма далекие по своей природе курсы - скажем, литературу и химию, а также выбирать приоритетные предметы не один раз, а несколько. Сетевое профильное обучение особенно актуально для небольших городов и сел. Учитывая, что из более чем 60 тысяч российских школ множество - сельские, деньги в районах таким образом используются более эффективно. "Создаются 4-5 "узловых" школ, остальные 10-15 школ остаются с неполным средним образованием, - поясняет систему Анатолий Пинский. - Ребят издалека в школы привозят специальные автобусы. Регионы это уже успешно делают".
Ясно, что содержание обучения будет меняться довольно серьезно. В целом предполагается три блока учебных курсов. В дополнение к общефедеральному блоку - с семью общеобязательными предметами (математика, русский язык, история и т. д.), появятся "профильный" блок с детальным изучением приоритетных предметов и "элективный" блок - узких предметов по интересам. "Регионы предлагают сотни очень интересных "элективов", - говорит Михаил Рыжаков. Российская академия наук, Российская академия образования и издательство "Просвещение" совместно разрабатывают новые учебники. В 2007-2008 годах регионы уже окончательно выберут те модели профильного обучения, которые им ближе.