• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научи учителя

Профиль. 2005. № 34. 19 сентября

...Рассказывает Анатолий Пинский, директор Центра развития общего образования Высшей школы экономики, член Российского общественного совета развития образования:
"В Дубне в течение ряда лет около школы не могли изменить маршрут одного из городских автобусов. Мэрия не реагировала на просьбы школьной администрации. А когда в школе появился управляющий совет, куда входили уважаемые люди города, они отправились к главе администрации и быстро, буквально в считанные дни, решили вопрос...

Когда президент Путин в начале сентября озвучивал свой "большой социальный пакет" - программу увеличения финансирования образования, медицины и т.д., многие сразу заговорили, что новой эффективной формой управления учебными заведениями (в том числе в расходовании увеличивающихся бюджетных поступлений) могли бы стать управляющие советы при учебных заведениях. Такие "школьные советы", давно работающие в развитых странах Запада, уже появились в отдельных российских регионах. Судя по всему, сей почин скоро охватит всю страну. Как это будет выглядеть?

Директор - не главный
Рассказывает Анатолий Пинский, директор Центра развития общего образования Высшей школы экономики, член Российского общественного совета развития образования:
"В Дубне в течение ряда лет около школы не могли изменить маршрут одного из городских автобусов. Мэрия не реагировала на просьбы школьной администрации. А когда в школе появился управляющий совет, куда входили уважаемые люди города, они отправились к главе администрации и быстро, буквально в считанные дни, решили вопрос. Вот еще пример: около одной из московских школ не было "лежачего полицейского". Родители постоянно писали письма в ГАИ. А теперь создали в школе управляющий совет, который принял нужное решение, и "лежачий полицейский" через неделю - уже на нужном месте. А вот еще - в одной из подмосковных школ родители бились с директором, чтобы занятия начинались на полчаса позже. Он одно твердил: "Вставать надо раньше!" А родителям неудобно: они детей в школу издалека возили. Создали совет - проблему решили".
Пинский рассуждает так: "Нам более привычна система управления школой, когда над ней есть роно, а внутри школы единственный вершитель судеб - директор. На этом фоне управляющие советы выглядят экзотикой. В мире дела обстоят наоборот: в Англии, Америке или Австралии школьный управляющий совет -вещь совершенно банальная. Аналогичные структуры управляющих советов есть и в бизнесе. В любой компании есть старший менеджер, то есть директор, и коллегиальный орган управления - наблюдательный совет, совет директоров, собрание акционеров. Некий коллективный разум, который, в отличие от директора, занимается стратегическим управлением. А директор как старший менеджер занимается текущими, оперативными вопросами".

Как это будет в России
Про управляющие школьные советы сказано в российском законе "Об образовании". Но пока единой правовой формы таких советов нет. Есть лишь общие представления да поправки в закон, находящиеся на рассмотрении Госдумы. В составе управляющего совета, предполагается, может быть от 11 до 25 выборных членов. В него могут войти учителя, ученики, родители, выпускники, просто общественные деятели и предприниматели, которым небезразлична судьба данной школы. Родителей должно быть не менее трети, но и не более половины. Предполагается закрепить за советами такие полномочия, как согласование сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы; утверждение программы развития школы, "школьный компонент" образовательной программы, профили обучения старшеклассников. Управляющие советы правомочны по согласованию с органами местного самоуправления принимать решения по продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий, срокам школьных каникул. Управсоветам предстоит улаживать конфликты между учителями и школьниками, привлекать внебюджетные средства, даже определять форму одежды школьников.
Вот как увязывает новые финансовые условия со школьным самоуправлением Елена Ленская, заместитель директора Британского совета: "Не случайно сюжет об управляющих советах возник тогда, когда обсуждается нормативное финансирование. Раз деньги следуют за учеником, школа вынуждена бороться за то, сколько детей в ней будет учиться. И должна не только стараться повышать качество образования, но и представлять спектр новых образовательных услуг. Узнать какие услуги востребованы, проще всего либо у родителей, либо у представителей того сообщества, которое живет рядом со школой". Эксперимент по внедрению управляющих советов Министерство образования и науки проводит с 2003 года. Ряд регионов заинтересовались этой идеей: Московская область, Южный округ Москвы, Тамбовская область, Красноярский край, Калининградская область, Карелия. Там при школах уже создано несколько управляющих советов. Правда, реально они заработали лишь с 2005 года. Сегодня в России таких школ 80-90.

Зарубежный опыт общественного управления школой
Общественное управление школой принято практически во всех странах Европы. Названия разные - советы, комитеты, форумы, комиссии. Полномочия тоже отличаются. Это могут быть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы; органы с определенными полномочиями в принятии решений по текущей работе школы; наконец, общественные органы с полномочиями школьного управления. Так, в государственных школах фламандской общины в Бельгии, Голландии и Норвегии такие организации могут лишь высказывать мнение о работе школы. А в Германии школьная конференция занимается самыми разными аспектами школьной жизни - программами, распределением помещений, школьными мероприятиями, мерами безопасности, вплоть до домашних заданий и проведения учебных экспериментов. В Австрии школьный форум (младшая школа) и комиссия школьного сообщества (средняя школа) имеют право голоса в вопросах, относящихся к программе, численности классов и расходовании денег. В Шотландии советы по школьному управлению участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием. Во Франции управляющий совет принимает программу школы. В Италии советы по младшей школе и советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы. В Испании Consejo eskolar del centre управляет школьной жизнью, выбирает руководителя учебным заведением. Как и в Португалии, где действующий на уровне школы Concelho de Eskola также инспектирует ее работу, утверждает документы, подготавливаемые педсоветом. В Ирландии школьные управляющие советы действуют в роли посредника между школой и министерством, отвечают за управление школой и прием на работу сотрудников. Если родители входят в школьные советы повсеместно, то представителей местных органов управления образованием приглашают далеко не всегда. В Греции, Испании, Франции и Португалии, т.е. в странах с централизованным характером школьного управления, а также в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии в работе советов участвуют как родители, так и работники управления. В некоторых государствах в большинстве - учителя (Италия и Португалия), в других - больше родителей (Дания, Ирландия в младшей школе и Шотландия в самоуправляемых школах). Однако, как правило, преобладает паритетность (Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Австрия).

"Участвовать в оценке труда учителя должны родители"
Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края
:
- Необходимость перемен в образовании назрела давно. Ситуация обостряется из-за низкого уровня оплаты труда преподавателей и снижения престижа профессии. Однако одновременное повышение зарплаты всем педагогам ситуацию не изменит. Я согласен с президентом: необходимо устранить прямую зависимость оплаты труда учителя от количества уроков и привязать ее к качеству преподавания. Участвовать в оценке должны, безусловно, родители, которые чувствуют атмосферу учебного процесса, то есть управляющие и попечительские советы. В школе должен быть фонд стимулирования преподавателей, когда не просто директор школы распределяет средства, а непосредственно родители принимают участие в премировании учителей по результатам их труда. А помимо столь очевидного критерия, как качество знаний, есть и такие, как сохранение здоровья детей и воспитание. Кроме труда учителя следует оценивать и другие факторы. Например, наличие в школе сберегающих здоровье технологий, спортивных секций - это тоже определяется совместно с управляющими советами. - Это в средней школе, а в высшей?
- Ключевая задача реформирования высшего образования - привязать его содержание к нуждам работодателей. Поэтому при определении бюджетных мест в вузах основную роль должны играть субъекты Федерации и частный бизнес на его территории. Сегодня по специальности трудоустраивается в среднем не более 15% выпускников, то есть высшая школа вхолостую работает на 85%. Например, в программах вузов Красноярского края абсолютно не учтена специализация региона. И все наши планы по развитию тех или иных отраслей игнорируются вузами. У нас началось освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, через несколько лет пойдет нефть Юрубчена. Регион существенно модернизирует свою специализацию, и наши вузы должны обеспечить развивающиеся отрасли компетентными молодыми кадрами. Для этого нужна, в частности, большая прозрачность высшей школы, в том числе в области кадров. Назначение ректоров должно происходить по принципу двух ключей. Один - в руках у преподавателей вузов и попечительских советов, а второй - у государства. За государством остается контроль качества работы и расходования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на нужды образования. Представители бизнеса придут в попечительские советы вузов вместо того, чтобы нанимать хедхантеров, ищущих высококлассных профессионалов в основном за границей. Примером применения принципа государственно-частного партнерства станет, например, создаваемый в нашем крае национальный университет. Это, если хотите, новая управляющая компания, которая будет работать по новым правилам, согласовывая свои действия с обществом и предприятиями.