• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с В.В. Радаевым - первым проректором ГУ-ВШЭ, зав. кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ, директором образовательного портала.

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент". 24 августа 2005

Первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики, профессор, доктор экономических наук Вадим Радаев отвечает на вопросы журналиста Александра Моисеева

Первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики, профессор, доктор экономических наук Вадим Радаев отвечает на вопросы журналиста Александра Моисеева

– Вадим Валерьевич, насколько известно, Вы человек чрезвычайно занятый. Над чем работаете сейчас, какие обязанности на Вас лежат?
– Вся моя нынешняя деятельность включает в себя четыре главных направления: административная работа, преподавательская, исследовательская и информационная.
– Расшифруйте, пожалуйста.
– Административная работа состоит в том, что я первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ). И отвечаю за так называемый академический блок – за работу всех факультетов. Также курирую аспирантуру, библиотеки, диссертационные советы, внеучебную работу со студентами. Это занимает очень много времени.
Кроме того (и это мое второе занятие), я заведую кафедрой экономической социологии и каждый семестр преподаю магистрам и студентам старших курсов.
В-третьих, я исследователь, занимаюсь экономической социологией. Долгое время это было моим главным занятием. И сейчас, насколько хватает времени, стараюсь заниматься исследованиями. И в глубине души, признаться, я по-прежнему продолжаю считать себя в первую очередь ученым. Продолжаю писать статьи, книги. Просто времени на это остается все меньше и меньше. Но я рад, что наш университет в области экономической социологии с успехом претендует на лидирующие позиции в нашей стране.
– А каковы конкретные результаты есть?
– Результатов много. Только что вышла моя толстенная книга на 600 страниц, которая так и называется «Экономическая социология». А раньше, года полтора назад, другую книгу выпустил – «Социологию рынков». Она представляет собой анализ наших российских рынков, сделанный не вполне традиционными для экономистов методами – методами экономической социологии. Половина книги – теоретическая, другая половина – анализ конкретных рынков. Это были проекты, выполненные по заказу деловых ассоциаций.
Помимо моих собственных работ, мы завершили еще несколько переводных проектов. До сих пор в России очень мало издавали современные и классические работы по экономической социологии, написанные зарубежными авторами. Мы у себя в ГУ–ВШЭ перевели и издали в последнее время три книги крупнейших западных специалистов, которые были написаны в 1980-90-е годы и до сих пор определяют лицо мировой социальной теории в данной области.
– Не могли бы Вы для непосвященных четко и лаконично пояснить, что же это за наука такая – экономическая социология?
– Экономическая социология изучает хозяйство с помощью различных социологических методов. Я имею в виду и теории, и социологические методы сбора и анализа данных. Например, я уже упоминал книгу «Социология рынков», для которой мы брали серию интервью с руководителями средних и достаточно крупных российских компаний, из первых рук узнавали о том, что они делают и что собираются делать. Как они планируют развиваться, и какие у них проблемы. А заодно пытались им помочь решить возникшие проблемы.
– А такое понятие как «социальная экономика» существует?
– Да, социоэкономика существует. Более того, есть даже в США Ассоциация социальной экономики, которую учредил один из ныне живых классиков (ему сейчас лет 75) американской политической социологии Амитаи Этциони. Это довольно большая ассоциация. Мне довелось несколько раз на их конференциях выступать. И все-таки, как направление, оно не очень понятно. И явно не тождественно экономической социологии. У Этциони в ассоциации есть и экономисты, и юристы, и политологи, и социологи… По-моему, он весьма эклектично решил соединить многие взгляды и специализации. Наше же направление более узкое и более определенное. Экономическая социология не претендует на весь спектр социальных наук и, следовательно, менее эклектична.
– Вадим Валерьевич, Вы говорили о четырех направлениях своей деятельности. Четвертое, которое Вы лишь упомянули в самом начале, но пока так ничего и не сказали, – это информационное?
– Да, я о нем чуть было не забыл. Это, действительно, очень важное направление. Плюс ко всему, я еще и директор образовательного портала. А кроме того – главный редактор электронного журнала «Экономическая социология» и руководитель ресурсного центра по экономической социологии Эксоцентр.
– Тогда расскажите немного о портале и журнале. Для чего они были созданы?
– Наш портал «Экономика. Социология. Менеджмент» представляет собой систему тематических профессиональных сайтов, работающих в едином стандарте обмена информацией. Это – государственный информационный ресурс, бесплатный для пользователей. Создан он по заказу Министерства образования России в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы под названием «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Адрес портала, если кто еще не знает, – ecsocman.hse.ru.
О журнале «Экономическая социология» много говорить не буду. Ему уже пять лет. Это электронное издание объемом в 150 страниц на каждый номер. Все остальное найдете на его сайте www.ecsoc.msses.ru, который ежедневно посещают более ста человек.
У нас есть еще и Эксоцентр – специализированный виртуальный Центр экономической социологии, который концентрирует у себя научные и образовательные ресурсы. Эксоцентр стал прототипом для федерального образовательного портала, и его каждый день смотрят по 300-400 пользователей. Его адрес – www.ecsoc.ru. Всем этим тоже приходится заниматься.
– Насколько востребована сегодня у нас в стране специальность «экономическая социология»?
– Сначала несколько данных о нашем социологическом факультете в ГУ–ВШЭ. Мы принимаем около ста человек ежегодно. Из них половина впоследствии выбирает экономическую социологию. Каждый год мы выпускаем около 50 специалистов в этой области. Помимо аспирантов. И все наши выпускники, как правило, успешно трудоустраиваются и работают по своей специальности. В первую очередь наши выпускники идут трудиться в коммерческие и маркетинговые компании. Как я уже говорил, мы изучаем и социологию рынков. А маркетинг – это тоже изучение рынков, только в более прикладном аспекте. Молодые люди, овладевшие экономической социологией, имеют более широкий взгляд, им проще овладеть искусством маркетинга. Наших выпускников охотно берут также в различные рекламные службы, в пиар-службы, в структуры, связанные с анализом социальных процессов. Так что проблем с трудоустройством нет. Рынок постоянно растет. Возрастает и потребность в нашей специальности.
– А где еще в России готовят экономических социологов?
– Впервые таких специалистов начали готовить в Новосибирском государственном университете. Это – школа Заславской и Рывкиной. Обеих можно назвать «матерями российской экономической социологии». Там, в Новосибирске, они еще в середине 1980-х годах начали преподавать экономическую социологию. Сейчас они работают в Москве, а Рывкина даже на моей кафедре. Но и сегодня в Новосибирске продолжают готовить специалистов по экономической социологии.
Есть еще факультет социологии в Санкт-Петербургском государственном университете, где существует кафедра экономической социологии. Может быть, я что-то упустил, но приличных мест, где готовят квалифицированных экономических социологов не много. Но они есть, что отрадно. Молодежь хочет учиться. Наша специальность востребована.
– Вы сказали, что еще курируете деятельность библиотек в университете. Каков Ваш взгляд на современную библиотеку?
– Я бы хотел поговорить вообще о состоянии университетских библиотек в России. Ситуация в целом печальная. Думаю, потому что у нас все еще господствует традиционное представление о библиотеках, как просто о коллекциях книг – бумажных источников. Кто-то даже назвал такие библиотеки «кладбищами книг». Другая грустная вещь состоит в том, что на приобретение новых изданий или подписку на журналы у абсолютного большинства библиотек не хватает средств. А на зарубежные издания и вовсе нет денег. Мне недавно сообщили, что наш ГУ–ВШЭ чуть ли не единственный в России университет, который закупает иностранные научные книги и подписывается на многие иностранные журналы. Многие библиотеки уже зашли в тупик. Им сейчас не до развития! У них есть представление, что библиотека – это книги и журналы, а денег на пополнение фондов у них нет.
В этой ситуации вроде бы понятно, что нужно переходить на электронный формат. Но делается для этого крайне мало. А ведь есть много баз данных периодических изданий, которые дают доступ к полнотекстным документам, - не к десяткам и даже и не к сотням, а к тысячам иностранных изданий. Многие ли университетские библиотеки в России имеют доступ к таким базам? Увы, нет. Хотя для владения ими нужны вовсе не сумасшедшие деньги. Это на порядок меньше стоимости подписки на бумажные издания.
Наш университет гордится как раз такими электронными базами. У нас по российским масштабам библиотека небольшая. Но мы горды тем, что мы первые и лучшие по доступу ко многим электронным базам. Мы осуществляем эту программу в консорциуме с другими вузами, чтобы сэкономить. Но платим за пользование зарубежными электронными источниками по-честному. И в итоге через локальную сеть у нас преподаватели и студенты имеют бесплатный доступ к тысячам электронных периодических изданий, включая полнотекстовые документы. Речь идет о самых солидных источниках крупных баз данных.
Я полагаю, что это важнейшее направление развития для современных библиотек. Перенос акцента на доступ к базам данных, на электронные библиотеки. Потому что денег на бумажные издания никогда в достатке не будет. Кроме того, молодые поколения студентов работают с электронными форматами намного охотнее. Они куда менее консервативны, чем мы. Некоторые вообще читают большей частью с экрана и не хотят брать в руки бумажные тексты – книги или журналы. Создание разного рода электронных библиотек, различных контентных систем, подобных нашему порталу, – весьма перспективное дело. Потому что такие библиотеки удобнее, они расширяют наши возможности, и что очень важно, – электронные базы данных на несколько порядков дешевле бумажных источников.
Интересно, но мало кто знает, что еще несколько лет назад Министерство образования России разрешило использовать электронные источники в качестве обязательной литературы. Ведь многие до сих пор считают, что обязательная литература непременно должна стоять на библиотечных книжных полках. А в устаревших библиотеках чаще всего нужную книгу не найти! Будущее же за такими образовательными порталами, как наш. А через него можно попасть в различные электронные библиотеки с полнотекстовыми материалами.
– Вадим Валерьевич, в последнее время Вы пытаетесь в ГУ–ВШЭ активизировать борьбу с плагиатом. Это преступное явление широко распространено в вузах. Плагиат – дурная привычка брать чужое, а попросту – воровство. Но воровство издавна наказуемо. Во всем мире и у всех народов. Как Вы на деле ведете борьбу с этим на первый взгляд безобидным правонарушением?
– Сегодня проблема плагиата существует во всех учебных заведениях. У нас этого не больше, чем в других вузах. Но мы хотим, чтобы наш университет был особенный, лучший. Поэтому мы сейчас и активизируем борьбу с плагиатом. Сначала наши выпускники написали проект «Кодекса чести», содержащий положения корпоративной культуры поведения студентов ГУ–ВШЭ. Документ раскритиковали. В нем, действительно, было намешено слишком много вопросов – правовых, административных, морально-этических. Мы критику учли. Подготовили другой документ. В нем грамотно расписано, что могут и что должны делать преподаватели, поймавшие студента на плагиате, списывании или подлоге. И меры предусмотрены строгие – вплоть до отчисления. При этом студент должен быть гарантирован и от ошибки преподавателя, от произвола. Права учащихся тоже необходимо защищать. Поэтому студент имеет право на апелляцию. Но если вина доказана, наказание должно быть строгое.
– Как Вы лично ведете профилактическую работу со студентами в отношении плагиата?
– В последнее время мы широко и гласно обсуждаем эту тему - и на радио и в прессе. Как преподаватель я лично все правила объявляю на первом же занятии. И к плагиату отношение очень простое: при обнаружении сразу ставится «неуд». Без «последних китайских предупреждений» и лишних споров. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Да и зачем спорить, если правила всем известны заранее.
Из Интернета в ходе учебных курсов у меня ничего не скачивают по той причине, что на моих занятиях все контрольные и экзамены выполняются в аудитории под присмотром преподавателей. Меня больше беспокоят рукописные тексты, написанные за пределами аудитории.
О рисках списывания предупреждаю без устали. Если кто-то списал у соседа, оба получают «неуд». Но не все сводится только к списыванию и плагиату. Еще существует такая мерзкая вещь как подлог. Это когда один студент сдает за другого зачет или экзамен по каким-то фиктивным, подложным документам. Один такой случай был обнаружен и у нас. Мы за это студента отчислили. Пока больше никто повторить не рискнул. Принимаем превентивные меры. Что касается плагиата, повторяю, будем за это тоже безжалостно отчислять. Халявы ни в жизни, ни в учебе быть не должно.
– При катастрофической нехватке времени, по Вашему же признанию, Вы многое успеваете. Вы, наверное, очень прагматичный и внутренне организованный человек?
– Времени и впрямь катастрофически не хватает. И это при том, что я, как вы правильно заметили, довольно организованный и рационально «построенный» человек. К тому же много лет работаю без выходных и праздников. Так уж вышло. Но времени все равно не хватает.
– Чтобы успешно выполнять столько функций нужно обладать отменным физическим здоровьем. Вы, как я догадываюсь, регулярно занимаетесь спортом. Какие виды предпочитаете?
– Спорт, безусловно, помогает. Всю жизнь им занимаюсь. Еще в школе у меня был первый разряд по беговым лыжам. Я занимался ими в специализированной спортивной школе. Позже, в университете, увлекался легкой атлетикой, бегал за вуз. А затем просто выбирал для себя разные любительские виды – баскетбол, бадминтон или теннис. Сейчас из постоянных спортивных пристрастий остался по большому счету только теннис. Играю регулярно, обязательно один-два раза в неделю. И играю неплохо. Во время отпуска катаюсь на горных лыжах. В любом случае, спорт в моей жизни постоянно присутствует. Без него было бы плохо.
– Какие у Вас исследовательские планы на будущее?
– Я уже говорил Вам, что ранее у меня вышла книга о социологии рынков. Это была первая такая книга в России. Теперь на ее основе хочу сделать учебное пособие. Другой проект на ближайшее время – выпустить электронный вариант некогда выходившей моей книги «Как организовать и представить исследовательский проект?». С анимацией и аудио материалами, всякими наворотами на CD. У меня уже есть грант на эту работу, и подписан договор с фирмой-разработчиком.
Еще один проект, который планируем завершить до конца 2005 года. В течение ряда лет на различных встречах, конференциях я брал интервью с ведущими учеными в области экономической социологии. Это очень интересные беседы со специалистами самых разных стран. Некоторые интервью мы опубликовали в нашем электронном журнале «Экономическая социология». Материалов набралось на целую книгу, которую я и планирую издать.
И четвертое. Хотел бы написать книгу о развитии в России розничной торговли. На сегодняшний день это одна из самых динамично развивающихся и занимательных отраслей российской экономики. Там столько всего интересного происходит! Этот проект рассчитан уже на несколько ближайших лет.
– Что бы Вы порекомендовали абитуриентам? Или проще говоря – молодым людям, которые интересуются экономикой и социологией?
– Скажу коротко. Если они чувствуют в себе способности и интерес, пусть пытаются поступить в наш университет.