• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эпоха ЕГЭ

Обучение в России. 2005. № 9. 20 сентября

...Наталья Савельева, ответственный секретарь приемной комиссии ГУ - ВШЭ, по опыту своего вуза утверждает, что принципиальных отличий успеваемости между студентами, поступившими по ЕГЭ, и прочими не отмечается, по ряду критериев у ребят из регионов больше мотивация...

Развитие эксперимента по единому государственному экзамену может завершиться принятием соответствующего федерального закона. Пока ЕГЭ вызывает противоречивое отношение.

От эксперимента до закона
ЕГЭ в качестве эксперимента проходит в отдельных регионах России, но предполагается внедрить его в России всерьез и надолго. Сейчас активно обсуждается подготовленный Министерством образования и науки России законопроект.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, отметил, что законопроект по ЕГЭ направлен на обеспечение доступности образования и вместе с тем относится к группе законов, посвященных оценке качества образования: «Законопроект предусматривает совмещение процедур итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузы и ссузы. При этом выпускники общеобразовательных учреждений будут вправе выбирать форму прохождения государственной (итоговой) аттестации - в форме единого государственного экзамена или в иной форме, установленной Министерством образования и науки. Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме этого в ссузах и вузах, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у студентов определенных творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, а также реализующих образовательные программы особой сложности, могут быть наряду с результатами единого государственного экзамена установлены дополнительные испытания». Действительно принимать только на основе ЕГЭ, например, на обучение творческим специальностям -абсурд. Однако критики ЕГЭ опасаются, что единый станет единственным вариантом для поступления на высшую ступень образования. Кстати, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов не исключает появления аналогов ЕГЭ в начальной и средней школах, но при этом экзамен должен носить «безответственный характер» -то есть за плохие оценки школьника нельзя наказывать. Цель - провести мониторинг работы школы в 5-м классе. После проведения экзамена в 9-м классе сам школьник должен задуматься над своими сильными и слабыми качествами.

Исключения и правила
Из всякого правила, а тем более эксперимента, есть исключения. В МГУ им. М.В, Ломоносова уже который год не признают ЕГЭобразный способ поступления. Некоторые регионы отказываются участвовать в эксперименте. Если в Москве ЕГЭ - дело добровольное, то вот как описывает ЕГЭ-изацию проректор Красноярского государственного технического университета Валентин Журавлев: «Красноярский край уже три года в эксперименте, накоплен большой опыт.
...Что показали итоги проведения ЕГЭ в этом году? В регионе утверждены одна-две обязательные дисциплины, например русский язык и математика, по которым тестируются школьники, и лишь немногие из них сдают на первом этапе «необязательные» физику, химию, биологию, историю. Но для поступления в вузы эти предметы уже необходимы, красноярские вузы в этом году обязаны принимать абитуриентов только по результатам ЕГЭ. Таким образом, на второй этап легла слишком большая нагрузка. Обращают на себя внимание разные итоги проведения июньского аттестационного этапа и июльского (вузовского) этапа ЕГЭ. Многие школьники даже не приступали к решению части С! ...Хотелось бы подчеркнуть, что ЕГЭ - надежный, но только один из многих методов педагогических испытаний, не свободный от ряда недостатков, и его необходимо применять в комплексе с другими педагогическими измерениями, в том числе традиционными».
Доводы в пользу ЕГЭ приводил на пресс-конференции руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Предварительные итоги эксперимента в 2005 году внушают оптимизм организаторам. Если в 2004 году участвовали 64 региона России, в 2005 году - 78 регионов. Число школьников в эксперименте перевалило за 1,5 млн человек. Причем «чем дальше от Москвы, тем больше поддержка ЕГЭ», полагают высокопоставленные чиновники, цитируя министра образования и науки Андрея Фурсенко. Президент России Владимир Путин на встрече со студентами МГУ 25 января 2005 года сказал: «Я положительно оцениваю эксперимент по введению единого государственного экзамена. Мотивом введения ЕГЭ явилось желание воспрепятствовать коррупции и поборам в вузах, Это первое. Второе - обеспечить возможность поступления в престижные вузы талантливым молодым людям, которые не имеют возможности добраться до столиц. Эксперимент, который проводится в последние годы, показал, что эти решения являются обоснованными и эффект есть».
Количество ЕГЭ-баллов по определенным предметам должно соответствовать запросам принимающего учебного заведения, соответственно, вуз должен признавать ЕГЭ. Виктор Болотов намерен бороться с вузами, саботирующими процесс.
Пока окончательно не определены обязательные для сдачи предметы. Выяснилось, что если ЕГЭ доброволен, как в Москве, то в основном им пользуются либо те, кто очень хорошо знает предмет, либо те, для кого приемлем действующий принцип «плюс один», т. е. если ЕГЭ сдан на «двойку», а итоговая оценка по обучению «три», в аттестате будет лучший результат. Кроме того, задания, предполагающие возможность выбора из готовых ответов, привлекают поклонников метода «научного тыка». Что касается внештатных ситуаций, по мнению Владимира Хлебникова, директора Федерального центра тестирования, здесь проблемы возникают прежде всего из-за самодеятельности регионов. В любом случае «молодых Ломоносовых» стараются поддерживать и организационных ошибок избегать. Был даже случай, когда нашли автора неподписанного экзаменационного листа.
Меняется содержание экзамена, Ищут компромисс со специалистами-разработчиками, убежденными, что необходимо знать «логарифм синуса именно такой-то функции» либо особо редкую историческую деталь, С другой стороны, нельзя снижать требования. Галина Ковалева, заместитель директора Федерального института педагогических измерений, рассказала о новой возможности выбирать, например, в обществознании политологическое или социологическое направление экзамена. Трудно судить о всей России по региональным экзаменам, но в целом ситуация с ЕГЭ стабилизировалась. Улучшились показатели по географии, биологии, обществознанию, по физике - на прежнем уровне и т.д. Виктор Болотов уточнил, что случаи получения максимальных 100 баллов не так уж часты, а потому им уделяется повышенное внимание - доверяй, но проверяй.

Новые возможности для старых проблем?
По мнению разработчиков, сотни вариантов заданий по различным предметам исключают возможность заранее подготовиться к определенному тесту. При этом учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену выпускаются в больших количествах. Например, в подобном пособии по математике, вышедшем под эгидой Минобрнауки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассматриваются примеры заданий, характерных для ЕГЭ 2002-2005 гг., их решения с комментариями. В приложениях дается перечень вопросов содержания, усвоение которых контролируется на экзамене, и приводится текст демонстрационного варианта ЕГЭ 2005 г. Задания по математике, как и в 2004 году, разделены на три части. На выполнение работы дается 4 часа. Есть задания, где нужно выбрать готовый ответ, где-то необходим развернутый самостоятельный ответ, решение задач. Собственно, так строится экзамен и по другим предметам. Часть заданий, как правило, свидетельствует об усвоении школьного курса, остальное - претензии на большее, в т. ч. на вуз. Кстати, Виктор Болотов назвал математику проблемой. Не случайно, двоек по этому экзамену около 20%, а пятерок около 5%. Для сравнения: по химии двоек 12%, пятерок 15, по английскому языку двоек - 7, пятерок - 5%.
В перспективе, по словам главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, все вузы будут учитывать ЕГЭ. Законопроект подразумевает ЕГЭизацию всей страны с 2008 года. Пока совершенствуются оргвопросы, качество - вплоть до борьбы с хакерами. Существующая возможность рассылки результатов ЕГЭ во множество вузов с целью поступить куда-нибудь, лишь бы не пойти в армию, не определяющая для ЕГЭ. Решается вопрос пересдачи экзамена. Наталья Савельева, ответственный секретарь приемной комиссии ГУ - ВШЭ, по опыту своего вуза утверждает, что принципиальных отличий успеваемости между студентами, поступившими по ЕГЭ, и прочими не отмечается, по ряду критериев у ребят из регионов больше мотивация.
Сейчас в российских вузах больше половины студентов платят за обучение, но поток желающих получить высшее образование не уменьшается. ЕГЭ помогает занять бюджетное место, и это повод бороться за его существование за неимением других альтернатив. Даже если все хорошо, почему для поддержания элементарных норм некоррупционности и доступности образования также нужен замысловатый ЕГЭ? Не появятся ли вскоре и у нового способа старые моральные недостатки?