• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Варданян и Мау вырастят кадры для бизнеса

РБК daily. 2005. № 203. 26 октября

...Однако некоторые собеседники RBC daily относятся к инициативе создания такой бизнес-школы скептически. "На российском рынке труда дефицит квалифицированных преподавателей, а зарубежные не научат вести бизнес в России, - считает декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ Сергей Филонович. - К тому же в России сейчас нет платежеспособного спроса для курсов MBA на полное время, подавляющее большинство таких программ - вечерние, что обусловлено социальными причинами". По мнению г-на Филоновича, подобный проект должен быть самоокупаемым, поскольку дотированные программы вряд ли будут привлекательны. К тому же, считает он, создавать бизнес-школу должен не менеджер, а ученый. "Очевидно, что деньги на создание бизнес-школы собрать удастся, но ее перспективы мне неясны", - заключил Сергей Филонович...

Президент ГК "Тройка Диалог" Рубен Варданян и ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау хотят создать бизнес-школу мирового уровня

Как стало известно RBC daily, президент группы компаний "Тройка Диалог" Рубен Варданян и ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау стали инициаторами проекта российской бизнес-школы. По их замыслу, через 15 лет она должна войти в список 25 лучших бизнес-школ мира. Как рассказал RBC daily г-н Варданян, работающие сегодня в России подобные школы не отвечают современным требованиям и не могут конкурировать с зарубежными. В то же время сейчас в стране сложились наиболее благоприятные условия для создания принципиально новой структуры.
Учредителями бизнес-школы будут 20 - 25 крупнейших компаний - российских, а также зарубежных, работающих в нашей стране. Вместе они должны аккумулировать около 200 млн. долл. на создание и развитие этой школы. Сотрудничать с ней будут зарубежные и отечественные преподаватели, работающие за границей, а также представители компаний-учредителей. "Таким образом, слушатели получат понимание не только мирового бизнеса, но и того, как работают крупнейшие компании в России, - рассказал RBC daily Рубен Варданян. - При правильном позиционировании иностранцы - из стран СНГ, США, Китая, Европы - поедут сюда учиться. Мы предполагаем, что их доля среди учащихся составит 20 - 25%". Помимо основного курса, в школе будут формироваться и модульные программы - для повышения квалификации.
По мнению г-на Варданяна, уровень работающих сейчас в России бизнес-школ существенно отличается от уровня тех образовательных учреждений, которые занимают топовые позиции в мировых рейтингах. Прежде всего, российские бизнес-школы не ориентированы на запросы национального бизнеса и зачастую копируют в сокращенном виде программу западного высшего образования по менеджменту. Кроме того, не существует жесткой системы отбора студентов, поскольку школы находятся в финансовой зависимости от своих слушателей. В результате за пятнадцать лет, в течение которых существует отечественное бизнес-образование, ни одна из таких школ не вошла в список ведущих.
Однако возникновение бизнес-школы нового формата вполне может изменить эту ситуацию. "Понятно, что одна школа не решит всех проблем, - говорит президент "Тройки Диалог". - Но она может задать определенный стандарт, стать дискуссионным центром. Поэтому, если мы говорим о создании школы мирового уровня, надо исследовать происходящее не только в России, но и в мире. Для этого надо готовить и ученых, и преподавателей. Необходимо восстановить связь между образованием, наукой и бизнесом, получив нового заказчика в лице последнего. Сейчас же все варятся в собственном соку".
Сегодня, по словам г-на Варданяна, создать бизнес-школу и нужно, и можно: макроэкономическая и политическая ситуация позволяет реализовать такой долгосрочный проект. "Сейчас в России начался очень важный процесс отделения собственников от менеджмента, - пояснил RBC daily президент компании "Тройка Диалог" Рубен Варданян. - Поэтому проблема управленцев остра для всех. К тому же надежды на то, что кадров, которые получат соответствующее образование, будет достаточно, не оправдались. Есть другой механизм - выращивать такие кадры. Он дает свои результаты, но недостаточные. Поэтому важно, чтобы в системе образования существовали структуры, позволяющие достигать такой цели".
Фактически новая бизнес-школа должна заняться формированием новой элиты, нового уровня бизнес-образования. Однако некоторые собеседники RBC daily относятся к инициативе создания такой бизнес-школы скептически. "На российском рынке труда дефицит квалифицированных преподавателей, а зарубежные не научат вести бизнес в России, - считает декан Высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ Сергей Филонович. - К тому же в России сейчас нет платежеспособного спроса для курсов MBA на полное время, подавляющее большинство таких программ - вечерние, что обусловлено социальными причинами". По мнению г-на Филоновича, подобный проект должен быть самоокупаемым, поскольку дотированные программы вряд ли будут привлекательны. К тому же, считает он, создавать бизнес-школу должен не менеджер, а ученый. "Очевидно, что деньги на создание бизнес-школы собрать удастся, но ее перспективы мне неясны", - заключил Сергей Филонович.
Другие собеседники RBC daily полагают, что в любом случае подобный проект сыграет на руку российскому бизнесу. "На мой взгляд, такого рода амбициозный проект полезен, независимо от того, будет ли он успешным или нет, - сказал RBC daily исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. - В любом случае это привлечет внимание к бизнес-образованию, заставит задуматься и уже существующие российские бизнес-школы, и специалистов в области образования, и деловое сообщество. Возможно, российская бизнес-школа, основанная на новых принципах и бизнес-моделях, будет еще одним шагом в решении проблемы коммуникации среди российских менеджеров. Другое дело - есть ли сейчас запрос от делового сообщества на создание такого рода бизнес-школы в России? Массовой потребности, выражающейся в направлении большого числа сотрудников для получения МВА за рубеж, мы не наблюдаем. Следовательно, вряд ли стоит рассчитывать на большой приток учащихся в Россию". По мнению г-на Литовченко, если авторам проекта удастся создать устойчивую бизнес-школу, которая будет работать на международном уровне и при этом сумеет окупить себя как бизнес-проект, это подтвердит их высокий статус и пойдет на пользу российскому деловому сообществу.
Отдел экономики