• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Звездная дюжина

Секрет фирмы. 2005. № 41. 31 октября

...Заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ) Геннадий Константинов - личность, для которой не годятся традиционные рамки и концепции. Его уважают за цепкий, философский склад ума. "Это один из самых глубоких людей, которых я когда - либо встречал в своей жизни", - отозвался о нем ректор одной бизнес - школы. Самая яркая его черта - интеллектуальная агрессивность в хорошем смысле слова...
...Возможно, в лице Сергея Филоновича страна потеряла хорошего физика - экспериментатора, зато бизнес - образование приобрело блестящего преподавателя. Декан Высшей школы менеджмента ГУ - ВШЭ Сергей Филонович, по его собственным словам, "полжизни занимался наукой"...
...Заведующий кафедрой маркетинга ГУ - ВШЭ Игорь Липсиц кого угодно способен убедить, что такой скучный предмет, как ценообразование, интереснее любого детектива. В свое время он закончил Плехановский институт и, по его словам, "всю жизнь был погружен в экономику страны"...
...Заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций ГУ - ВШЭ Николай Берзон стоял у истоков Высшей школы экономики, но всю жизнь тесно связан с практикой...
...Внешне Ирина Ивашковская производит впечатление человека спокойного. Но своих слушателей она способна зажечь так, что о ней совершенно справедливо говорят: "Ивашковская преподает финансовый менеджмент с экстазом. Она горит идеями, это настоящий энтузиаст"...

Уровень бизнес - школы и качество знаний, получаемых студентом, в первую очередь зависят от мастерства профессуры. "Секрет фирмы" изучил российский рынок бизнес - образования и впервые представляет результаты своего исследования - 12 преподавателей - звезд.

Еще несколько лет назад подобное исследование выглядело бы преждевременным. Хотя бы потому, что исследовать нечего было: звездных преподавателей можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но сейчас студенты бизнес - школ стали более грамотными и искушенными и требуют принципиально иного уровня.
Сейчас представление о хорошем преподавателе, или "золотом стандарте", основано на трех китах. Во - первых, у этого человека должны быть глубокие фундаментальные знания. Во - вторых, хороший профессор не может быть оторван от практики, он обязан заниматься бизнесом или консалтингом в своей предметной области. Наконец, он должен уметь передать свой интеллектуальный багаж аудитории так, чтобы она его услышала, поняла и поверила. "Слушатели приходят на занятия усталые, с работы, и чтобы их глаза заблестели, надо как следует постараться. Аудитория требует, чтобы ты обладал сильной энергетикой, был увлекателен, очарователен", - сказал один из преподавателей. Не имея хотя бы одной из этих составляющих, невозможно стать звездой. И только лучшим преподавателям российские бизнес - школы платят сегодня $100 за час и больше.

Кто они, эти звезды?
"Секрет фирмы" решил провести исследование, чтобы определить тех, кто лучше всего преподает в четырех основных предметных областях: менеджмент, организационное поведение, маркетинг и финансы. Для этого мы организовали три опроса. Во - первых, попросили руководителей бизнес - школ назвать лучших преподавателей (не своих) в каждой области. В опросе участвовали 14 руководителей крупнейших российских школ бизнеса - два из них, впрочем, дали категоричный ответ "звезд в России нет". Эта процедура помогла нам понять, кого считают лучшими в академической среде, которая очень хорошо осведомлена о самых достойных на рынке преподавателях.
Во - вторых, мы обратились к администрациям бизнес - школ, преподаватели которых попали в этот список, с просьбой ответить, кого из своих собственных профессоров они считают лучшими. И, в - третьих, попросили ответить на тот же самый вопрос студентов программ МВА (примерно по 20 человек из каждой бизнес - школы). В итоге получился список людей, чьи имена были названы всеми тремя категориями опрошенных. В тройку лучших по каждой области попали преподаватели, набравшие наибольшее число голосов.
Анализируя полученные данные, мы обнаружили, что сегодня больше всего звездных преподавателей в России занимаются менеджментом. Чуть меньше лидеров среди специалистов по управлению персоналом и организационному поведению. Хуже всего в России обстоят дела с преподавателями маркетинга - их список оказался самым коротким. "Маркетинг - слишком массовая дисциплина, и многие преподаватели просто застыли на одном уровне, поскольку расти выше и погружаться в практику от них никто не требует. Да и предмет достаточно живой, всегда можно на чем - то „выехать"", - поделился наболевшим руководитель одной из бизнес - школ. Наверное, ситуацию могли бы спасти маркетологи - практики, однако далеко не все они обладают педагогическим талантом. Кроме того, некоторым специалистам работодатели просто запрещают преподавать, опасаясь утечки коммерческой информации. Примерно такая же ситуация и с финансовой сферой.
Сегодня "Секрет фирмы" представляет топ - 12 звезд российского бизнес - образования. Эти люди (а многие из них занимаются еще и административной работой) пользуются огромным авторитетом среди своих студентов, коллег, их хорошо знают не только в академических кругах, но и на всем рынке. Именно они - лицо своих бизнес - школ и всего российского делового образования.

1 Яркий индивидуалист
"Он очень яркий, оригинальный, нестандартно мыслящий человек", - так отзываются о декане Высшей школы бизнеса МГУ Олеге Виханском его коллеги и студенты. Виханский держится в бизнес - образовательном сообществе особняком и демонстративно не участвует ни в каких отраслевых мероприятиях. И тем не менее он хорошо известен в профессиональной среде - и далеко за ее пределами. Его книга "Стратегический менеджмент", изданная в начале 1990 - х годов, стала первым российским учебником по управлению. Кстати, она до сих пор переиздается и входит в список обязательной литературы многих российских бизнес - школ.
В 1969 году, когда будущий декан ВШБ МГУ только поступил в аспирантуру, он пришел в лабораторию проблем управления к малоизвестному тогда Гавриилу Попову. "Попов предполагал, что я займусь математическими моделями в управлении, используя американские разработки. Но, съездив на конгресс в Японию, он сказал: забудь про Америку, надо изучать японский опыт", - рассказывает Олег Виханский. В итоге он стал первым в России специалистом, защитившим диссертацию по японскому менеджменту.
Сейчас Олег Виханский руководит бизнес - школой, исследовательским центром, занимается консалтингом, входит в советы директоров нескольких крупных компаний. В ВШБ МГУ он преподает основы менеджмента. "Я должен убедить студентов, а не заставить их выучить что - то", - говорит декан. При этом его считают довольно жестким преподавателем. Он ни разу не отменял лекции, не позволяет разговаривать по телефону во время занятий и опаздывать, и сам очень пунктуален. "Я - человек обязательств, и это сделало меня успешным менеджером и преподавателем", - резюмирует Олег Виханский.

2 Начальник менеджмента
Наверное, не будет преувеличением сказать, что ректор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ Леонид Евенко одним из первых познакомил Россию с лучшими достижениями западной управленческой науки. Этот большой, харизматичный человек начал заниматься менеджментом еще в 1968 году, когда пришел в Институт США и Канады изучать передовой зарубежный опыт. Он имел возможность ездить в Америку и знал в лицо не только авторов наиболее ярких теорий, но и практиков менеджмента. "Используя наши знания, мы еще в 1969 году разрабатывали оргструктуру для КамАЗа", - вспоминает Леонид Евенко. Так что когда Евенко в 1990 году создал и возглавил ВШМБ, он был уже не только эрудированным преподавателем, но и опытным управленцем. Сейчас он без ложной скромности признает: "Я матерый волк преподавания, меня приглашали читать в Англию, Австрию, Японию и другие страны". Евенко написал много книг, и одна из ранних его работ - "В поисках эффективного управления" - перевернула карьеру многих людей. Спустя много лет к нему подходили известные сегодня менеджеры и говорили, что благодаря этой работе резко поменяли профессию. Заслуги Евенко по достоинству оценили и в академической среде.Вне всякого сомнения, он много сделал для развития российского бизнес - образования", - говорят коллеги. На занятиях у Евенко не бывает скучно, потому что свои лекции он не читает, а разыгрывает. Его недюжинные ораторские способности и актерский талант ни у кого не вызывают сомнений. "Мое занятие - это действо. Вести курс занудно и монотонно невозможно, иначе люди, которые пришли в аудиторию усталые после работы, просто заснут, - считает преподаватель. - Надо задеть человека за живое".

3 Интеллектуальный агрессор
Заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ) Геннадий Константинов - личность, для которой не годятся традиционные рамки и концепции. Его уважают за цепкий, философский склад ума. "Это один из самых глубоких людей, которых я когда - либо встречал в своей жизни", - отозвался о нем ректор одной бизнес - школы. Самая яркая его черта - интеллектуальная агрессивность в хорошем смысле слова. Например, излюбленный прием Константинова - поставить задачу "перпендикулярно", то есть так развернуть вопрос, что даже гендиректоры, сидящие в аудитории, надолго замолкают и не знают, что ответить. Так же нетривиально Константинов читает лекции - как будто доказывает теорему. По словам студентов, он предлагает утверждение, а потом блестяще выстраивает систему доказательств. "Математика прекрасно оттачивает мозг", - говорит сам преподаватель. Математика была профессией Геннадия Константинова до 1989 года, он защитил докторскую диссертацию по системному анализу. Затем в 1991 году вместе с коллегами открыл в родном Иркутске Сибирско - Американский факультет менеджмента, параллельно реализуя несколько образовательных проектов с Институтом Всемирного банка. А в 2000 году он перешел в ГУ - ВШЭ и очень быстро стал одной из самых заметных фигур в области стратегического менеджмента. "Что такое стратегия компании? - задает вопрос Константинов. - План увеличения продаж на 10%? Нет. Это прежде всего процесс коллективного мышления, причем не только руководителя, но и всей верхушки компании. Этим процессом нужно заниматься, чтобы правильно его „поставить". Почти так же, как ставят пальцы музыканту".

4 Системный интегратор
"Она харизматичный и довольно жесткий преподаватель, - сказал один из сотрудников Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ. - Но Кочетковой много никогда не бывает". Сама Александра Кочеткова считает, что преподаватель - это не шоумен и не клоун, и он не обязан вести себя феерично: "Если у человека нет цели получить образование, ему никакой клоун не поможет". Кочеткова окончила Финансовую академию и какое - то время преподавала финансы, управление персоналом и антикризисный менеджмент. Сегодня ее сфера гораздо шире - организационное поведение. Она активно интересуется системным моделированием, то есть созданием в компании управляемой внутренней среды: "Мы собираем знания из разных областей, начиная с теоретической физики и заканчивая медициной, то есть каждый раз создаем науку заново". Автор нескольких монографий и одного из первых российских учебников по оргповедению, Кочеткова говорит, что не стоит удивляться, почему в этой сфере у нас пока мало новых концепций. "Концепция требует научного подхода. А в России пока не стоит говорить о научном подходе к действительности, у нас еще мало опыта, да и возможностей тоже. Тем, кто реально работает, писать некогда, а те, кто много пишут, обычно слабо связаны с практикой". Сама Александра Кочеткова много внимания уделяет практике, но отказывается от почетного звания консультанта: "Я не консультант и деньги получаю не за советы. В компаниях я занимаюсь организационным развитием и, что называется, „работаю с потом и кровью" вместе с сотрудниками. Периодически я выступаю в роли гендиректора или вице - президента и люблю нести ответственность за свои слова".

5 Практикующий HR
Ректор Санкт - Петербургской бизнес - школы ИМИСП Сергей Мордовиу пользуется огромным авторитетом в бизнес - образовательной среде, и к его мнению невозможно не прислушиваться. "Я считаю, что управлением людьми занимается лишь тот, у кого есть этот ресурс, то есть менеджеры. У кадровиков его нет, - считает Мордовиу. - И еще одно правило: ни одну дисциплину не имеет права преподавать человек, который долгое время не занимался ею на практике". Сам Сергей Мордовии уже 30 лет только и занимается, что управленческой работой. Начинал он с роты в стройбате и с цеха на оборонном предприятии, а последние 15 лет управляет своей бизнес - школой. И хотя административная работа отнимает 70% времени, такая нагрузка его вполне устраивает. Кстати, недавно Мордовии вышел в финалисты конкурса "Предприниматель года". "Мне приходится на практике использовать все те знания, которые я даю своим слушателям: подбор персонала и его мотивация, вопросы оплаты труда, разрешение конфликтных ситуаций и т. п. Вот курс и получается интересным", - говорит ректор.Мордовиу - прекрасный преподаватель и, что очень ценно, умеет донести знания до менеджеров и генеральных директоров, которые не являются узкими HR - специалистами.
Ректор постоянно общается с коллегами, в том числе зарубежными, а также со слушателями. "Студенты описывают проблемы, которые приходится решать, а преподаватели им помогают. Так что мы всегда в курсе того, что происходит на предприятиях, - рассказывает Мордовии. - Знаете, есть такое мнение, что менеджмент - это не наука, а обобщение наилучшей практики. Я с ним согласен. И надо эту практику выискивать и передавать другим".

6 Физик - лирик
Возможно, в лице Сергея Филоновича страна потеряла хорошего физика - экспериментатора, зато бизнес - образование приобрело блестящего преподавателя. Декан Высшей школы менеджмента ГУ - ВШЭ Сергей Филонович, по его собственным словам, "полжизни занимался наукой". Попробовал себя и в бизнесе, хотя сейчас уже сложно представить, как этот мягкий человек создавал с нуля и два года возглавлял американскую компанию, которая выводила на российский рынок попкорн. Но совсем непростая задача - вообразить Филоновича - администратора. Он не любит бумажную работу и, самое главное, может позволить себе не заниматься ею, хотя руководит бизнес - школой с оборотом $3 млн. Все силы декан отдает главной страсти - преподаванию. Его часто приглашают вести занятия в других бизнес - школах, в том числе и в западных. "Мне всегда был интересен человек", - подчеркивает Филонович. Наверное, именно поэтому сфера его интересов лежит в области организационного поведения, он много занимается проблемой формирования практических навыков менеджера. Техническая подготовка дает еще одно преимущество - логическую структуру мышления и умение быстро ориентироваться в новых областях. Филонович, по его словам, не умеет рассказывать "ни о чем" и делится только теми знаниями, которые сам "переварил".
Эрудиция и интеллигентная манера этого преподавателя подкупают многих. И на него действительно "ходят", как на ведущих актеров в театре. "Некоторые преподаватели „забивают гвозди" в голову студента, другие - разговаривают с ним, - говорит Сергей Филонович. - Я выбираю второе и отношусь к своим слушателям как к партнерам. И мне кажется, они это ценят".

7 Соавтор Портера
"Азоев - один из наших лучших специалистов по маркетингу, - говорят в Государственном университете управления (ГУУ) имени Орджоникидзе, - и многие школы хотели бы пригласить его прочитать курс. Он берет слушателей не внешними эффектами, а качественным наполнением своих программ". Директор Института маркетинга ГУУ Геннадий Азоев сам когда - то заканчивал этот вуз, а после защиты диссертации уехал на стажировку в Токийский университет. В Японии он изучал менеджмент и маркетинг в автомобильном бизнесе. "Наши исследования потом были использованы в книге Майкла Портера "Конкуренция"", - с гордостью рассказывает Азоев. Как раз после возвращения молодого исследователя в 1995 году в ГУУ была создана кафедра маркетинга, а спустя какое - то время и целый институт. Правда, Азоев стремился не только к преподавательской и научной работе, он в первую очередь хотел заниматься практикой. И совместно с коллегами создал маркетинговое агентство "Скан маркет", где уже почти десять лет является научным руководителем.
"Вот вам и главный рецепт успеха: маркетингом невозможно заниматься в теории, не зная и не чувствуя практику, - объясняет Геннадий Азоев. - Мы учим, как реально работают маркетинговые методики, предлагаем большое количество примеров, и это привлекает студентов. Они потом сами на этой базе могут формулировать для себя теории". Но свою главную задачу Азоев видит в том, чтобы не только излагать и систематизировать знания, но и убедить слушателей: при относительно небольших вложениях в маркетинг можно получать хорошие результаты. Или, если выразиться более образно, "зарядить" слушателей маркетинговым мышлением.

8 Ценный кадр
Заведующий кафедрой маркетинга ГУ - ВШЭ Игорь Липсиц кого угодно способен убедить, что такой скучный предмет, как ценообразование, интереснее любого детектива. В свое время он закончил Плехановский институт и, по его словам, "всю жизнь был погружен в экономику страны". Почти 15 лет он проработал в Институте цен, где не только занимался теорией, но и решал прикладные задачи, защитил на тему ценообразования и кандидатскую, и докторскую диссертации. В конце концов Липсиц оказался у истоков Высшей школы экономики, которой "никогда не изменял". Один из его курсов называется "Маркетинг - менеджмент" (термин, придуманный Филипом Котлером). "Это курс для топ - менеджера, который с помощью маркетинга будет развивать свою компанию, - объясняет преподаватель. - Ведь маркетинг - это не функция, он срастается с менеджментом и становится его содержательным наполнением". Кроме того, он любит заниматься нестандартными направлениями и сейчас помогает компаниям разрабатывать внеконкурентные маркетинговые стратегии. "Липсиц - настоящий импровизатор, он никогда не повторяется", - говорят о нем на рынке. Он умеет развлечь, привести парадоксальные факты и при этом, что особенно важно для маркетолога, для иллюстрации каждой проблемы находит и западные, и российские примеры. А помимо преподавания у Игоря Липсица еще одно серьезное увлечение: вот уже 15 лет он пишет книги для детей, и его фамилия стоит не только на серьезных научных трудах, но и на учебниках экономики для школьников. "Когда - то я написал для своей дочки книгу „Удивительные приключения в стране Экономика", - говорит Липсиц. - А потом втянулся. И сейчас огромное количество школьников учится по моим учебникам".

9 Полет маркетолога
В прошлой жизни Владимир Шкардун был ведущим инженером по летным испытаниям. Не каждый маркетолог может похвастаться такой богатой биографией. Но после летной практики он перешел в лабораторию анализа зарубежной информации, а затем, в начале 1990 - х годов, закончил обучение в Центре подготовки менеджеров при РЭА имени Плеханова по специальности "маркетинг промышленных товаров". "Честно говоря, я тогда мало что понял, кроме того, что маркетинг - это замечательно. И как технарь начал наводить порядок в голове - разрабатывать методики, писать статьи", - рассказывает Владимир Шкардун. Позже он защитил кандидатскую диссертацию по маркетингу, организовал консалтинговую фирму и занялся маркетинговым аудитом.
Этот бизнес - основная работа Владимира Шкардуна. Он не является штатным преподавателем ни одной из бизнес - школ, но активно сотрудничает с ВШМБ и МИРБИСом и регулярно читает курсы "стратегический маркетинг" и "маркетинговая политика". "Чтобы не терять квалификацию, - говорит Шкардун. - Объясняя другим, сам начинаешь лучше понимать. Сто часов в месяц - большая нагрузка, время расписано на год вперед. Но сил пока хватает". "Я придерживаюсь спокойного интеллигентного стиля, слегка ироничного, - продолжает Владимир Шкардун. - Кстати, преподавание и консалтинговая практика - взаимодополняющие виды деятельности. Консалтинг - хороший источник для получения свежих примеров из практики, а преподавание - прекрасный полигон для обкатки новых технологий и методик. К тому же программа МВД является отличным полем для прямого маркетинга, поскольку из числа слушателей появляются новые клиенты".

10 Игрок на повышение
Заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций ГУ - ВШЭ Николай Берзон стоял у истоков Высшей школы экономики, но всю жизнь тесно связан с практикой. Он начинал карьеру с того, что называлось полузабытым сегодня словом "хозрасчет", - возглавлял отдел новых методов хозяйствования в одном из отраслевых институтов, а затем активно консультировал компании по вопросам акционирования. И именно тогда он открыл для себя новую реальность - фондовый рынок. Весьма тогда убогий, но уже набиравший силу. По книгам зарубежных специалистов Берзон изучил теорию фондового рынка, познакомился с западным опытом во время стажировок и, наверное, так бы и остался теоретиком, если бы не случай. Студенты предложили создать инвестиционную компанию. "Мы неплохо играли, иногда проигрывали - от этого не застрахован ни один брокер, - вспоминает Берзон. - Но опыт оказался бесценным". Например, он понял, что теория в чистом виде мало пригодна для работы. И если раньше преподаватель рассказывал студентам, что есть замечательная теория управления портфелем Уильяма Шарпа, то потом со знанием дела добавлял, что ее нужно адаптировать к российским реалиям. Сейчас Берзон отошел от работы в компании, хотя и ведет обширную консалтинговую практику. Но как частный инвестор он вполне удачлив: за пять лет приумножил свой личный капитал в восемь раз. "У Берзона стоит поучиться умению систематизировать информацию и копаться в деталях", - говорят о нем коллеги. "Я пытаюсь воздействовать на студентов логикой. Рассказываю о моделях, пишу формулы. И потом спрашиваю: "Какой подвох вы тут видите?" Процесс нельзя описать формулой, она дает лишь общее представление. А дьявол скрывается в нюансах", - считает Берзон.

11 Знания с экстазом
Внешне Ирина Ивашковская производит впечатление человека спокойного. Но своих слушателей она способна зажечь так, что о ней совершенно справедливо говорят: "Ивашковская преподает финансовый менеджмент с экстазом. Она горит идеями, это настоящий энтузиаст". Со стороны, наверное, любопытно посмотреть, как на ее занятиях директора ломают головы над сложными формулами и задачами, а преподаватель упорно разворачивает их мозги и заставляет думать в новом направлении. Будущая заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы ГУ - ВШЭ окончила экономический факультет МГУ и именно там начала свою преподавательскую карьеру. В 1990 - е годы она вошла в состав первой в России команды, которую с помощью Всемирного банка направили изучать западные стандарты финансовой отчетности и финансового анализа. На Западе Ивашковская познакомилась с корпоративными финансами и с тех пор навсегда "заболела" ими. "Это заставило меня полностью сменить профессию, - вспоминает Ивашковская. - Я потом уже сама доучивалась, много читала". С 1991 года она сотрудничает с Институтом Всемирного банка в качестве преподавателя и содиректора многих тренинговых программ. "Корпоративные финансы - это концепция построения стратегического подхода к финансовым решениям фирмы, - уверена Ирина Ивашковская. - В российской среде эту дисциплину долгое время не воспринимали или относились к ней как к чужеродной, очень сложной, пригодной лишь для таких гигантов, как "Газпром". Но я уверена, что такие знания могут быть полезны для любой компании, которая не собирается ограничиваться традиционными отсталыми представлениями о финансовом анализе и управлении".

12 Финансовая революция
Наверное, нет более консервативной области знаний, чем финансы, однако и в этой сфере случаются революции. Декан Высшей школы финансового менеджмента (ВШФМ) АНХ Елена Лобанова, по ее собственному признанию, испытала настоящий шок, когда в 1992 году приехала в Harvard Business School на программу, предназначенную для преподавателей из стран Восточной и Центральной Европы. А во время трехмесячной стажировки в Wharton у нее окончательно созрела идея: в России надо готовить финансовых менеджеров. С этим предложением она пришла к ректору АНХ. "Мне дали небольшой кредит на рекламу, и с этого все и началось", - рассказывает Лобанова.
Финансы в России замешаны на бухгалтерском учете, но руководителю практически ничего из этого не нужно - современные концепции строятся на управлении денежными потоками. "Многие люди не понимают, как сильно изменилась за последние десять лет основная функция финансов в компании. Это общемировой процесс, - говорит Елена Лобанова. - Но у нас, похоже, до сих пор мало что поменялось". Недавно, например, декан вела семинар в Нижнем Новгороде. Пришли солидные слушатели, банкиры. Тем не менее складывалось ощущение, что для них открывали новый мир. "Сначала люди восхищаются, потом их охватывает оторопь, они шокированы, затем раздражены, - передает Лобанова всю гамму чувств участников. - И, в конце концов, им хочется пойти учиться".
Несмотря на административную нагрузку, Елена Лобанова всегда оставляет время для преподавательской работы. Правда, в прошлом году у нее случился некоторый перерыв, но она собирается наверстать упущенное: "Я без преподавания жить не могу".