• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансы для всех и каждого

Карьера. 2005. № 11. 2 ноября

...По словам Василия Солодкова, директора Банковского института ГУ-ВШЭ, руководитель серьезной компании, читающий полноценный курс лекций, — картина почти нереальная. А вот время от времени провести отдельное занятие представители деловой элиты согласны...

Сегодня рынок предлагает множество программ, помогающих восполнить пробелы в знаниях и умениях финансовых специалистов. Второе высшее, МВА или повышение квалификации? Решать вам.

Конечно, прежде чем бежать «сдаваться» на милость преподавателей, стоит внимательно рассмотреть все предложения. Специалисты советуют прежде всего обратить внимание на репутацию учебного заведения и педагогов. Не менее важно проанализировать содержание программы: уделяется ли достаточно много времени именно тем курсам, которые важны для вас.Можно воспользоваться и услугами специальных консультационных центров, которые существуют при некоторых вузах и помогают выбрать именно то, что вам нужно.
Если судить только по названию программ, то все вузы учат одному и тому же. Но это впечатление обманчиво, у каждого свой «профиль». Такое же «разделение» можно наблюдать и в самих программах: в одном случае акцент будет на хозяйственной деятельности предприятия, в другом — на налогах, в третьем — на рынке ценны) бумаг.

В круге втором
Тем, кто не имеет экономического или математического образования, но работает или хочет работать в финансовой сфере, стоит подумать о программах второго высшего образования, что позволит получить специальные знания в области банковского и финансового менеджмента, бухучета и инвестиций, систематизировать накопленный опыт и подтвердить дипломом же существующий профессиональный статус. Такие программы есть во многих вузах. Традиционно сильными считаются ГУ-ВШЭ, МЭСИ, РЭА им. Г.В.Плеханова, АНХ при правительстве РФ, Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет управления, Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), Всероссийский заочный финансово-экономический институт и др. В регионах лучших финансистов готовят Казанский финансово-экономический университет, Красноярский государственный университет, Хабаровская и Новосибирская экономические академии. Сильной экономической школой славится и Санкт-Петербург.
В свою очередь, программы МВА рассчитаны на руководителей финансовых служб, директоров и заместителей директоров по экономике и финансам, начальников и сотрудников финансово-экономических подразделений. В общем, всех тех, кто заинтересован в получении управленческих навыков и собирается специализироваться в области финансов. Частые гости на таких программах — руководители организаций, предприниматели, специалисты консалтинговых компаний. Кроме того, сюда идут и те, кто не имеет экономического образования, но накопил немалый опыт в управлении компанией и хочет этот опыт систематизировать. Здесь безусловные лидеры — корифеи отечественного бизнес-образования: ВАВТ, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", МЭСИ, АНХ при правительстве РФ, ВШМБ, Международный банковский институт и др.
«Программы второго высшего образования и МВА имеют разные цели, — рассказывает Екатерина Лисицына, руководитель программы МВА «Финансовый менеджмент» школы бизнеса «МИРБИС». — У первой — это получение новой профессии. Принципиально важно знание теории финансов, бухгалтерского учета, финансовых вычислений и т.п. Это программа «знаний». А основная задача МВА — подготовка профессионального управленца, руководителя компании (проекта, подразделения), который действует на основании финансовой стратегии. Это программа "навыков». Здесь формируются и оттачиваются компетенции руководителя финансовых служб. Программа выводит на первый план финансовый менеджмент, управленческий учет, управление финансовыми рисками, формирование финансовой политики».
Это хорошо видно по дипломным работам. Если в первом случае в основе проекта — научная, теоретическая проблема, то во втором — решение конкретных проблем бизнеса.
«Завершая обучение по программе МВА, — рассказывает Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ, — слушатели защищают выпускной проект, который основывается на реальных материалах и имеет практическую ценность для выпускника и компании, в которой он работает. Большинство расчетов и предложений, сделанных в проекте, успешно реализуются выпускником в его повседневной работе».Большой популярностью пользуются также программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Прежде всего, они предназначены для людей, не понаслышке знакомых с работой в финансовой сфере. И, несмотря на то, что здесь можно встретить людей без экономического образования, цель таких программ — обновление знаний, знакомство с новыми формами учета и управления финансовыми потоками. Рассказывает Владимир Фальцман, руководитель Российско-немецкой высшей школы управления АНХ при правительстве РФ: «Специалисты, получившие экономическое образование в 80-е годы или ранее, явно начали чувствовать дефицит современных знаний.Например, один слушатель поступил на нашу программу после своего визита в Германию, где коллега задал ему вопрос об использовании в его практической деятельности методов контроллинга. Поскольку эти методы «мы не проходили», немец с удивлением воскликнул: «Как же вы можете руководить крупным отделением банка и не знать то, что в Германии обязан знать любой студент?» Наши слушатели — специалисты коммерческих банков и финансовых компаний — интересуются опытом работы немецких шпаркасс, компьютерными программами для расчета эффективности инвестиционных и инновационных проектов, для разработки бизнес-плана и многими другими вопросами».

С миру по нитке
И второе высшее, и МВА, и повышение квалификации ориентированы на практику. Поэтому «начинка» программ постоянно обновляется. В некоторых вузах, как например в школе бизнеса «МИРБИС», при формировании учебного плана проводят консультации с рекрутинговыми агентствами и работодателями. В других — выявляют интересы слушателей во время собеседования. Иногда, если становится понятно, что важная для слушателей тема не вошла в первоначальный план курса, его корректируют уже в процессе обучения. Такие изменения прежде всего характерны для бизнес-образования.
Однако, как бы быстро ни обновлялись учебные программы, жизненные реалии все-таки меняются быстрее. Держать руку на пульсе помогают различные семинары, мастер-классы, круглые столы, где обсуждаются вопросы развития мировой и российской экономики, проблемы отраслей и производственно-хозяйственных комплексов. Как правило, их проводят представители бизнеса, федеральных министерств и ведомств, ведущие ученые, эксперты и консультанты, успешные предприниматели. Например, в Банковском институте ГУ-ВШЭ занятия ведут представители Международного московского банка, Газпромбанка, Банка России. В школе бизнеса «МИРБИС» лекции читают топ-менеджеры компаний «Воды Боржоми», «Шатура-мебель», «КОМУС Консалтинг»... По словам Василия Солодкова, директора Банковского института ГУ-ВШЭ, руководитель серьезной компании, читающий полноценный курс лекций, — картина почти нереальная. А вот время от времени провести отдельное занятие представители деловой элиты согласны.

Сертифицируйтесь!
Для тех, кто жаждет международного признания, существует практика получения профессиональных сертификатов, которые довольно популярны в отечественных финансовых кругах.
Среди инвестиционных специалистов наибольшим авторитетом пользуются CFA (сертифицированный финансовый аналитик) и СНА (сертифицированный международный инвестиционный аналитик). Сертификат СРА (Certified Publie Accountant) подтвердит, что вы — эксперт в области бухучета по GAAP. Таким же авторитетом в области управленческого учета и корпоративных финансов пользуются квалификации СМА (сертифицированный бухгалтер по управленческому учету) и CFM (сертифицированный финансовый менеджер). Есть и более специализированные сертификаты, например GAAP или IAS. Многие тренинговые компании и некоторые вузы предлагают программы подготовки к экзаменам для получения сертификата. Конечно, для поступления на такую программу начальная финансовая подготовка обязательна. Как правило, процедура сертификации и экзаменационная программа жестко централизованы. Некоторые из этих экзаменов, например CFA, проходят только на английском языке и не учитывают национальных особенностей финансового рынка и местного законодательства, другие, например ISA, наоборот, включают вопросы, учитывающие специфику «местного» рынка.
По словам Юлии Мишиной, заместителя директора по учебной работе Центра международных образовательных программ Международного банковского института, «раньше считалось, что документы, выдаваемые международными профессиональными ассоциациями или зарубежными обучающими организациями по программам GAAP и IAS, необходимы только сотрудникам совместных предприятий или представительств иностранных компаний в России. Но в настоящее время сертификаты необходимы всем, в том числе сотрудникам отечественных компаний, которые теперь обязаны представлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами».