• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какая реформа нужна современной школе?

Советская Сибирь. 2005. № 209. 29 октября

В минувшую среду педагоги Новосибирской области по инициативе депутатов фракции КПРФ в Государственной думе обсудили предложенную правительством концепцию реформ образования в России. Рефреном выступлений докладчиков из парламента, городских и сельских школ звучала мысль: "реформой фактически перечеркивается гарантированное для всех граждан конституционное право на образование". Действительно, инициативы правительства по корректировке целей образовательного процесса и финансирования школ вызывают повышенную обеспокоенность педагогов. Поэтому резолюция конференции "Какая реформа нужна современной школе" с поддержкой предложений депутатов-коммунистов была принята учителями единогласно.

минувшую среду педагоги Новосибирской области по инициативе депутатов фракции КПРФ в Государственной думе обсудили предложенную правительством концепцию реформ образования в России. Рефреном выступлений докладчиков из парламента, городских и сельских школ звучала мысль: "реформой фактически перечеркивается гарантированное для всех граждан конституционное право на образование". Действительно, инициативы правительства по корректировке целей образовательного процесса и финансирования школ вызывают повышенную обеспокоенность педагогов. Поэтому резолюция конференции "Какая реформа нужна современной школе" с поддержкой предложений депутатов-коммунистов была принята учителями единогласно.
"Образование перестало быть приоритетом государства, - говорил на конференции первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин. - Цифры бюджета 2006 года ясно дают понять, что образование больше не входит в число государственных приоритетов. Если расходы страны в целом растут на 40 процентов, расходы на здравоохранение даже на 70 процентов, бюджет образования за вычетом компенсаций за утрачиваемые налоговые льготы растет меньше, чем на 30 процентов. Планируется переход к "подушевому" нормативному финансированию. В свое время такой механизм финансирования попробовали в Великобритании, но быстро от него отказались, убедившись, что часть школ при этом придется закрыть. Да, нормативы нужны, но примитивные схемы финансирования в образовании недопустимы. Как следует из расчетов, при "подушевом" финансировании придется закрывать все школы с числом учеников меньше 700, не говоря уже о малокомплектных сельских школах, небольших лицеях и гимназиях". Президентские обещания повысить зарплаты некоторым категориям бюджетников, и уже получившие пафосное название "национальных проектов", также не вызывают оптимизма у педагогов. Всего неделю назад они пикетировали резиденцию полпреда президента с требованием увеличить рост зарплат в 2006 году не на 20, а минимум на 50 процентов. На конференции перспективами роста собственных доходов учителя тревожились не меньше, чем объемами финансировании школ. С грустью депутат Госдумы от КПРФ Любовь Швец констатировала, что "национальные проекты" пока существуют лишь на бумаге да в головах отдельных политиков. "Мне непонятно, что мешало президенту выступить с инициативами в области образования и здравоохранения в начале года, а не в сентябре, когда бюджет прошел уже второе чтение. Распределение полномочий, которое должно происходить в связи с законом о местном самоуправлении, пока выражается только в передаче ответственности - это легко. А что дальше будет с тремя тысячами учебных заведений, переданных с федерального на региональное финансирование, не скажет никто". Олег Смолин сообщил, что коммунистами подготовлен проект декларации "Образование для всех". "По большинству позиций эта реформа радикально отличается от той, что предлагает правительство, - подчеркнул депутат. - Чтобы обеспечить переход к действительно доступному для каждого высококачественному образованию, оно должно стать ключевой для страны сферой. С сегодняшним финансированием образования в 3 процента от внутреннего валового продукта это невозможно. В краткосрочной перспективе уровень финансирования должен быть увеличен вдвое, а затем доведен до 10 процентов - примерно столько, сколько имел СССР в конце 40-х - начале 50-х годов. Если мы не хотим остаться страной, из которой будут только качать сырье, а потом делить на сферы влияния, если ставим задачу формирования образовательного потенциала страны и вступления в информационное общество, другого пути для России нет".
За проект резолюции педагогической конференции, подготовленной на основе предложений депутатов фракции КПРФ и декларации "Образование для всех", учителя Новосибирской области проголосовали единогласно.