• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из класса в кассу Через три года гарантированная зарплата учителя может вырасти втрое

Российская газета. 2005. № 249. 8 ноября

...Откуда же предлагается взять дополнительные средства, ведь на увеличение зарплаты нужно найти 410 млрд. рублей в год? Как считают аналитики, найти такие деньги вполне реально. Так, заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что прежде всего можно рассчитывать на дополнительные 150 млн. рублей из бюджета регионов - за счет перераспределения средств. Имеется в виду отказ от Единой тарифной сетки и переход к нормативно-подушевому финансированию на каждого ученика...
...В связи с этим директор Центра социально-экономического развития школы Анатолий Пинский предлагает ввести дифференцированные базовые ставки (оклады) и, самое главное, существенно увеличить стимулирущую "надтарифную" часть фонда оплаты труда. Зачем? Чтобы школа могла сама поощрять своих лучших педагогов. Распределять эту стимулирующую надбавку Пинский предлагает управляющим (или попечительским) советам школ.

По мнению экспертов Российского общественного совета развития образования (РОСРО), к 2008 году средний оклад школьных учителей может составить 20 тысяч рублей.

Откуда же предлагается взять дополнительные средства, ведь на увеличение зарплаты нужно найти 410 млрд. рублей в год? Как считают аналитики, найти такие деньги вполне реально. Так, заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что прежде всего можно рассчитывать на дополнительные 150 млн. рублей из бюджета регионов - за счет перераспределения средств. Имеется в виду отказ от Единой тарифной сетки и переход к нормативно-подушевому финансированию на каждого ученика. Однако, по расчетам, должно составить лишь 45 процентов фонда зарплаты учителей. Где взять остальные деньги?
Федеральному бюджету предстоит раскошелиться в общей сумме на 30 процентов фонда зарплаты учителей. На будущий год в рамках национального проекта на образование уже выделены 22 млрд. рублей. Гранты школам и учителям должны составить к 2008 году до 18 процентов фонда зарплаты. (Кстати, РОСРО предлагает увеличить число учителей, премируемых ежегодно президентскими грантами, в пять раз.) Еще 11 процентов - это поддержка малоимущим семьям. Не должны остаться в стороне от пополнения учительских кошельков и собственно учредители школ - муниципалитеты. Их доплаты в некоторых регионах (например, в столице) весьма существенны. Через три года их доля в среднем по стране должна составить до 13 процентов фонда зарплаты учителей.
- Самая главная беда школы в том, что существующая система оплаты труда не стимулирует учителей на повышение качества их работы, - подчеркнул ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. - По сути, вкладывать сегодня деньги в нынешнюю школу - это вкладывать деньги в неэффективный и нетехнологичный процесс обучения.
По мнению Адамского, необходимо выработать профессиональный стандарт педагогической деятельности. К примеру, учитель первой категории должен получать на порядок больше, чем учитель третьей категории.
- Учителю низкой квалификации, который и не думает профессионально расти, не за что платить большие деньги, - заявил эксперт. - Хочешь получать 20 - 30 тысяч - расти и как профессионал, и как личность.
По опыту Красноярского края, Чувашии, Удмуртии видно, что малокомплектные сельские школы обходятся государству очень дорого, а качество образования в них не самое лучшее. В связи с этим директор Центра социально-экономического развития школы Анатолий Пинский предлагает ввести дифференцированные базовые ставки (оклады) и, самое главное, существенно увеличить стимулирущую "надтарифную" часть фонда оплаты труда. Зачем? Чтобы школа могла сама поощрять своих лучших педагогов. Распределять эту стимулирующую надбавку Пинский предлагает управляющим (или попечительским) советам школ.