• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый метод повышения зарплаты учителей – брать деньги с родителей

ИА МиК (Маркетинг и консалтинг). 2005. № 12:07. 7 ноября

...Как прямо сказал ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов, надо «заключить контракт между учителями и обществом»: учителя — качественные образовательные услуги ученикам, общество — нормальную зарплату учителям. «Бизнес is бизнес», как говорят американцы...
...Заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина предложила следующие меры: экономить существующие средства, разгрузить учебный план, получить субвенции от регионов и муниципалитетов, искать гранты, усилить дифференциацию зарплат между учителями, обеспечить дополнительные платные услуги семьям учащихся.
К этому Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы, добавил еще и переход с почасовой зарплаты на нормативно-подушевое финансирование школ и на премиальную соревновательную зарплату учителей...

2 ноября прошел круглый стол в «Известиях», организованный Российским Общественным Советом по развитию образования (РОСРО). Директора школ, профессионалы и представители власти обменивались мнениями по поводу вопроса, который никак не удается решить — как повысить зарплату учителей. А, может быть, просто дело в отсутствии политической воли.
Об этом никто не говорил, зато много говорилось о том, как Путин несколько раз поднимал проблему в своих посланиях, а злые министры и чиновники никак не реализует поставленную президентом задачу. Эксперты в сфере образования подчеркнули, что поддерживают президента, осуждают «саботаж» решений президента, и выступают за увеличение зарплат учителей к 2008 году до 20–21 тысячи рублей в месяц. А как это реализовать, если деньги не выделены для этого из федерального бюджета?
Этот вопрос, кажется, не особенно занимает экспертов и директоров школ. Они предлагают другие способы повысить зарплату учителей, причем такие, которые не обременят федеральный бюджет. По общим представленным тезисам логика выглядит так: деньги будут просить не у государства, а у родителей и частных инвесторов и грантодателей. Как прямо сказал ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов, надо «заключить контракт между учителями и обществом»: учителя — качественные образовательные услуги ученикам, общество — нормальную зарплату учителям. «Бизнес is бизнес», как говорят американцы.
Какие есть еще источники денег для повышения зарплаты?
Заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина предложила следующие меры: экономить существующие средства, разгрузить учебный план, получить субвенции от регионов и муниципалитетов, искать гранты, усилить дифференциацию зарплат между учителями, обеспечить дополнительные платные услуги семьям учащихся.
К этому Анатолий Пинский, директор Центра социально-экономического развития школы, добавил еще и переход с почасовой зарплаты на нормативно-подушевое финансирование школ и на премиальную соревновательную зарплату учителей. Проще говоря, чем больше у школ учеников, тем больше школе денег, чем «лучше» учитель, тем больше ему денег. А как быть сельским школам? А как определить «хорошего» учителя? В промышленности как раз пытаются отойти от принципа премиальной зарплаты, который ставит работника в прямую зависимость от произвола работодателей. А тут предлагается внедрить этот принцип в школы, причем Пинский назвал такое оптимальное соотношение: 50% — оклад, 50% премия!
Одним словом, все учителя — на крючке. Основные принципы новой предлагаемой системы оплаты труда — конкуренция между школами за учеников, соревнование между учителями за расположение директора, лишение всякой свободы в преподавании (как можно будет преподавать то, что не нравится директору или чиновникам?). Ад для учителей. И мало пользы для учеников. Причем далеко не факт, что от этого зарплата большинства учителей повысится.
Несмотря на слова уважаемых экспертов, предлагаемая система — далеко не панацея. Во многих западных странах зарплата учителей просто помесячная, гарантированная государством, и равная на всей территории страны. Такая реформа, конечно, требует больше затрат из государственного бюджета, что исключают и власть и эксперты. Поэтому вряд ли удастся повысить зарплату учителей, по крайне мере большинства из них. Зато удастся внедрить жесткие рыночные принципы в систему образования. Ни учителя, ни ученики от этого не выиграют.