• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство ограниченных возможностей

Трибуна. 2006. № 15. 21 апреля

Председатель Комиссии по интеллектуальному развитию нации Общественной палаты Ярослав Кузьминов: "...Судя по тому, что в зале нет никого из министерства, видимо, они до сих пор не знают, кто курирует эти вопросы..."

Написанный российскими парламентариями более 10 лет назад проект закона об образовании лиц с ограниченными возможностями был признан европейскими структурами образцовым. В Европе даже собирались его использовать в качестве базового для совершенствования собственной законодательной базы. Однако президент Ельцин отклонял его дважды. Видимо, не хотелось ему, чтобы инвалиды получили четкие гарантии качественного образования. И вот только теперь этот законопроект, уже частично переписанный, будет вновь представлен на рассмотрение Госдумы, да и то в виде поправок к имеющемуся Закону об образовании.

На заседании Российского общественного совета по развитию образованию (РОСРО) председатель Комиссии по интеллектуальному развитию нации Общественной палаты Ярослав Кузьминов сокрушался: "Министр Фурсенко обещал определиться, кто же в Минобрнауки отвечает за образование детей с ограниченными возможностями, и прислать кого-то для участия в обсуждении этой острейшей проблемы. Судя по тому, что в зале нет никого из министерства, видимо, они до сих пор не знают, кто курирует эти вопросы".

Председатель Совета по правам человека при президенте России Элла Памфилова была еще более категоричной: "Это общий изъян нынешней власти: никто ни за что не отвечает. В правительстве даже нет органа, который бы взял на себя ответственность за вопросы детства.

Когда возникают проблемы, не знаешь, куда обращаться. Национальные проекты задевают детство лишь косвенно, не говоря уже о детях-инвалидах".

На этом беды детей-инвалидов не заканчиваются. Хронически не хватает мест в специальных школах по месту жительства, и дети вынуждены учиться в интернатах в отрыве от семьи. Часто ребенку даже и не нужно специального обучения, но разве наши обычные школы приспособлены для того, чтобы по ним передвигаться в инвалидной коляске?

Все это приводит к выталкиванию таких детей из общества. По мнению участников обсуждения на заседании РОСРО, главный виновник такого положения - государство. Именно оно культивирует систему, при которой не создается условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей, не хватает квалифицированных педагогов.

"Большинство нобелевских лауреатов могут быть признаны по объективным медицинским показателям людьми с ограниченными возможностями здоровья, - заметил депутат Госдумы Олег Смолин, сам инвалид по зрению. - Но это не помешало им получить хорошее образование и дойти до вершин науки. А скольких таких гениев мы выталкиваем из нормальной жизни нашей системой образования. Пресловутый Закон 122 (о монетизации) больнее всех ударил именно по инвалидам, по тем людям, которые, несмотря на их недуги, пытаются стать полезными для общества, войти в полноценную трудовую жизнь".

Помимо срочного принятия законопроекта об образовании детей-инвалидов, РОСРО предложил создать федеральную целевую программу "Образование детей-инвалидов" и предусмотреть выделение на эти цели средств в рамках нацпроекта "Образование".

* * *
"Неправильные дети"
В России в настоящее время, по официальной статистике, 590 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей - на дому и только около 70 тыс. детей - в системе специального образования. Примерно 200 тыс. детей-инвалидов не учатся нигде. Лишены права получать знания те детишки, которые находятся в интернатах системы социальной защиты населения, изолированы от образовательных услуг дети-инвалиды с нарушением умственного развития. Около 10 тыс. таких детей вообще объявлены "необучаемыми".