• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономия! Впереди цели

Кузнецкий рабочий. 2006. № 42. 13 апреля

...Темпы искажения всей системы будут столь велики, полагает руководитель пилотных исследований, директор Центра прикладных и экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина, что многие региональные вузы нового принципа бюджетного финансирования просто не переживут. Уцелеют лишь специальности "экономика", "информатика и вычислительная математика", "управление" и "сфера обслуживания" - убеждена директор центра...

Международная конференция "Модернизация экономики и государство", прошедшая в Москве, обсудила, как сообщила "Газета.Ru", основные тенденции экономической реформы высшего образования. Речь шла о готовящейся программе по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО).
Идея ГИФО впервые была обнародована во время своего первого пришествия в 2000 году. И хотя тогда же была скомпрометирована в глазах общества, нынешний ее вариант мало чем отличается от прежнего. Идея несложная. Государство выделяет бюджетные средства не учебным заведениям, как сейчас, а ученикам. То есть деньги будут следовать за студентом, а не за вузом. Причем уровень финансирования последнего будет напрямую зависеть от того, сколько туда поступило абитуриентов и каких - троечников или отличников. Именно в зависимости от отметок в школьном аттестате на каждого поступившего в вуз студента будет поступать из госказны большая или меньшая сумма. Точные ее размеры пока не определены. Но они будут жестко связаны с результатами сдачи выпускником школы Единого государственного экзамена. Таким образом, по мнению разработчиков программы, бюджетные деньги вместе с учеником справедливо достанутся лучшим вузам. В результате чего псевдообразование прикажет долго жить, "самовытеснится", а качество образования расцветет, "самоповысится". Но это в теории, на бумаге.
А в жизни пилотные исследования, проведенные по заказу самого же Министерства образования (на базе 15 вузов в пяти регионах страны Государственным университетом - Высшей школой экономики), показали губительность подобной системы взаиморасчетов вузов с государством. В ходе эксперимента выяснилось, что большинство вузов исчезнет из общего образовательного поля из-за переизбытка троечников. Принесенных ими денег ни на что не хватит. Что же касается качества образования в удачливых вузах, то заметного развития оно не претерпит.
Темпы искажения всей системы будут столь велики, полагает руководитель пилотных исследований, директор Центра прикладных и экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина, что многие региональные вузы нового принципа бюджетного финансирования просто не переживут. Уцелеют лишь специальности "экономика", "информатика и вычислительная математика", "управление" и "сфера обслуживания" - убеждена директор центра. Но даже за счет этих специальностей мало каким вузам удастся выжить. Министерство образования и науки собирается в массовом порядке закрывать отделения, где изучают пользующиеся спросом дисциплины, и особенно в непрофильных вузах, открывших их в свое время, чтобы поправить свое положение за счет дополнительного набора студентов на популярные специальности. В результате такие вузы ждет разорение, а их абитуриентов - нарушение конституционного права на возможность получить желаемое образование.
Конкурс на бюджетные места в вузах, которые уцелеют, равно как и плата за обучение на их коммерческих отделениях, станут запредельно высокими. И это тоже диктуется политикой министерства. Вузы будут лишены всех налоговых льгот и в этом плане встанут в ряд со всеми остальными хозяйствующими субъектами. И еще один их ждет сюрприз. Если сегодня государство финансирует высшую школу только наполовину, а остальное вуз зарабатывает самостоятельно и самостоятельно же тратит, то в ближайшем будущем планируется частные доходы госвузов отбирать!
Внедрить радующую душу и глаз чиновника программу, где все якобы решается само собой, предполагается в ближайшие два года. И проблем с законом не будет. В ныне действующем Законе "Об образовании" уже прописана норма ГИФО. Теперь она станет действовать.
Этими мерами государство "стимулирует" переход вузов от бюджетной формы своего организационно-правового существования к автономной. Автономный вуз будет иметь гораздо больше возможностей вести коммерческую деятельность. И в этом его суть. Доля бесплатных образовательных услуг в них значительно сократится. Таково мнение специалистов финансовой академии, куда за комментариями обратилась "Газета.Ru".
А что у нас? Мы обратились в ректораты Сибирского государственного индустриального университета, Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецкого филиала-института КемГУ. Официальных комментариев никто не предложил: документов нет, о конференции ничего знать не знают и вообще устали бояться очередных заявлений о министерских новациях. Следующий учебный год никаким новшеством нашим вузам не грозит. "Заявки сделаны, отказа не ждем. Планы, конечно, другие: увеличивать набор, расширять число специальностей, но этого пока не происходит. Уменьшения - тоже".
И это все так. С 2000 года Минобрнауки грозит переходом на ГИФО, чуть меньше - тотальным переходом на систему обучения бакалавров и магистров, отказом от специалистов (Болонская конвенция). Время истекло - тишина. Самое главное, что огорчает, - экономика идет впереди цели образования. Не подготовка специалиста на самом высоком уровне, а желание как можно меньше потратить на эту подготовку. Что касается сокращения непрофильных для институтов специальностей, то давно пора. Каждый должен заниматься своим делом. Что хорошего в том, что педагогов по области выпускают семь непрофильных вузов? Ни кадровой базы, ни методического обеспечения, ни традиций... О каком "пространстве формирования культуры" может идти речь? Или образование - "сфера услуг", или мир развития личности, другого не дано.
Еще вопрос, требующий своего разрешения. И технические, и гуманитарные вузы готовят специалистов, которые уходят в коммерческие структуры. Заказ государственный, а пользуются бесплатным "продуктом" частные предприниматели. Нужен механизм кадровых выплат. Путин как-то обещал такой механизм для вузов выработать - где он?
Перемены в образовании нужны, говорили мои собеседники, и деньги под такие перемены в стране есть. Надо только не путать цель со средствами.