• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ректоры против рейтингов РСПП расставит вузы по местам

Газета. 2006. № 90. 30 мая

Вчера сразу две комиссии Общественной палаты собрались, чтобы обсудить способы повышения конкурентоспособности высшего образования в России. Комиссию палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства представлял глава РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) Александр Шохин. Он совмещает много должностей, в том числе и пост президента ГУ-ВШЭ (Государственный университет - Высшая школа экономики), так что назвать его человеком далеким от образования нельзя...
...Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, предложил ввести различные категории дипломов. Его возмущает то, что "корочка" выпускника его университета такая же, как, к примеру, у выпускника Московского государственного университета леса. Дело в том, что обоим выпускникам выдается диплом государственного образца, а значит, по формальным признакам работодатель не сможет отличить уровень профессиональной подготовки двух потенциальных работников. В качестве выхода Кузьминов предложил перейти к европейской системе и отказаться от самого понятия "диплом государственного образца". "Есть диплом Гарвардского университета, есть диплом Сорбонны, и они признаются во всем мире"....

Вчера сразу две комиссии Общественной палаты собрались, чтобы обсудить способы повышения конкурентоспособности высшего образования в России. Комиссию палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства представлял глава РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) Александр Шохин. Он совмещает много должностей, в том числе и пост президента ГУ-ВШЭ (Государственный университет - Высшая школа экономики), так что назвать его человеком далеким от образования нельзя. Предложения Шохина о кооперации образования и бизнеса свелись прежде всего к тому, что создание вузов на базе крупных предприятий и создание бизнесменами кафедр в университетах - "интересный инструмент".
Но "общественники" вчера дискутировали не столько о связке "образование-бизнес", сколько о проблемах оценки качества выпускников вузов.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, предложил ввести различные категории дипломов. Его возмущает то, что "корочка" выпускника его университета такая же, как, к примеру, у выпускника Московского государственного университета леса. Дело в том, что обоим выпускникам выдается диплом государственного образца, а значит, по формальным признакам работодатель не сможет отличить уровень профессиональной подготовки двух потенциальных работников. В качестве выхода Кузьминов предложил перейти к европейской системе и отказаться от самого понятия "диплом государственного образца". "Есть диплом Гарвардского университета, есть диплом Сорбонны, и они признаются во всем мире".
Пока же единственным способом определить уровень квалификации выпускника университета остается рейтинг. Другой вопрос, что качество "университетских хит-парадов" оставляет желать лучшего. Ярослав Кузьминов, например, очень удивился, когда увидел в верхней части рейтинга, составленного одним московским деловым изданием, "очень уважаемые, но явно не лидирующие региональные вузы". Объясняется этот казус просто - рейтинг составлялся на основе опроса региональных бизнесменов, которые отвечали на вопрос: "Выпускника какого вуза вы бы взяли на работу?".
Поддержал коллегу-конкурента и ректор МГУ Виктор Садовничий. Он пожаловался на некое малоизвестное китайское издание, которое в своем рейтинге отвело "главному вузу России" место в четвертой сотне. Садовничий обиделся настолько, что "позвонил министру образования КНР, ректорам лучших китайских вузов, и они заверили, что это все неправда, а газету эту вообще надо закрыть".
Закрыли или нет издание, недооценившее выпускников МГУ, - неизвестно. Зато известно, что на самом деле уровень оснащенности учебного заведения, звания и регалии его преподавателей не могут стать критерием оценки. Главное здесь - компании, в которые трудоустраиваются выпускники. Еще более качественный критерий предложил Ярослав Кузьминов - ввести "единый негосударственный экзамен" по образу и подобию школьного ЕГЭ, но уже для выпускников вузов. По результатам такого экзамена можно составлять качественный рейтинг. Впрочем, пока это предложение обсуждается только в стенах ГУ-ВШЭ. И вряд ли оно будет принято - проблема коррупции в приемных комиссиях остается одной из самых острых для всей системы образования. А ведь для того, чтобы из стен вуза вышли профессионалы, изначально нужен высокий уровень знаний принимаемых в институт. И в первую очередь это касается ведущих вузов страны.