• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Промышленники хотят "приватизировать" вузы

Известия. 2006. № 94. 30 мая

...В РСПП недовольны существующей системой профессионального образования. Бизнесмены и предприниматели считают, что выпускники не отвечают требованиям рынка. Например, "структура специальностей избыточно специализирована, а потому плохо адаптирована к спросу на рынке труда", - говорится в аналитической записке, подготовленной Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) к заседанию комиссии. При этом эксперты ГУ-ВШЭ считают, что работодатели не стимулируют создание новых рабочих мест в промышленности: "Несмотря на экономический рост, численность занятых на крупных и средних предприятиях не увеличилась"...

Нынешней осенью в России может появиться первый рейтинг учебных заведений, который будет составлен непосредственно работодателями, пообещал в понедельник глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на заседании комиссии Общественной палаты по адаптации рынка образования к рынку труда. Ректора московских вузов надеются, что такой рейтинг справедливо расставит учебные заведения "по местам".

В РСПП недовольны существующей системой профессионального образования. Бизнесмены и предприниматели считают, что выпускники не отвечают требованиям рынка. Например, "структура специальностей избыточно специализирована, а потому плохо адаптирована к спросу на рынке труда", - говорится в аналитической записке, подготовленной Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) к заседанию комиссии. При этом эксперты ГУ-ВШЭ считают, что работодатели не стимулируют создание новых рабочих мест в промышленности: "Несмотря на экономический рост, численность занятых на крупных и средних предприятиях не увеличилась".
Идею ГУ-ВШЭ и РСПП об укрупнении специализаций разделяют не все. "Это моя радикальная точка зрения. Я считаю, то узкие образовательные программы должны вытеснять широкие", - заявил вчера Виктор Садовничий, ректор МГУ.
Основная дискуссия на заседании комиссии развернулась вокруг идеи "приватизации" учебных заведений крупными корпорациями. "Ряд крупных корпораций сейчас ставит вопрос о возврате к советской системе, когда ПТУ и техникумы находились на балансе предприятий", - рассказал собравшимся Александр Шохин, который по совместительству является руководителем комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации и по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства. По его словам, идея "приватизации" встретила сопротивление в научных кругах, но "все можно решить" - например, оставив под контролем государства "золотую акцию", чтобы была возможность оперативного вмешательства в дела учебного заведения с правом вето. В пользу своей точки зрения в РСПП приводят пример проекта "Транснефти" по созданию в Томске и Дагестане профессионально-технических учебных заведений. Конкурс абитуриентов на 1 место в этих ПТУ составляет 19-20 человек на место, причем каждый пятый из тех, кто хочет туда поступить, имеет диплом о высшем образовании.
С идеей проникновения бизнеса в систему начального профессионального образования профессора вчера не спорили, а вот с системой вузов предлагают пока повременить. "В мире сейчас около 4 тыс. корпоративных университетов, которые "заточены" под конкретную отрасль. Возможно, нам стоит пойти по этому пути", - предложил Виктор Садовничий.
Но больше всего ректоров вузов, как оказалось, волнует новая система рейтингов образовательных учреждений, которую предлагает создать РСПП. Точнее, система критериев такого рейтинга. "Первый рейтинг появится уже осенью, сразу после окончания вступительной кампании", - пообещал Александр Шохин. Главным критерием рейтингования в РСПП считают "соотношение результата конечной подготовки выпускника с требованиями рынка труда". Впрочем, есть и другие критерии. Например, на Западе вузы оцениваются по частоте цитирования ученых данного заведения в СМИ, а также по уровню человеческого капитала, то есть по средней зарплате выпускников вуза. Есть и косвенные критерии - средняя зарплата профессора и количество научных заказов у вуза.