• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Льготное зачисление

Гудок. 2006. № 97. 8 июня

...Для создания рейтингов учебных заведений различного уровня - от начальных и средних до высших - агентство, по версии РСПП, будет использовать не отвлеченные, по выражению Александра Шохина, академические показатели, а "соотношение* результата конечной подготовки выпускника и требований рынка труда". На этот рейтинг, как отметил глава союза предпринимателей, и должно будет ориентироваться государство, определяя, кому сколько выделить бюджетных средств...

В июне комитет по энергетике, транспорту и связи Государственной думы планирует внести на рассмотрение законопроект, предусматривающий льготное налогообложение компаний, инвестирующих средства в образование.
По мнению заместителя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ депутата Сергея Шишкарева, являющегося автором документа, бизнес-структуры должны освобождаться от налогов в той части затрат, которые идут на подготовку специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования.
"Бизнес должен переходить от спонсорства вузов к инвестированию в фундаментальное образование. Сегодня разумно не взывать к социальной ответственности бизнеса (на мой взгляд, социальная ответственность - это уплата налогов вовремя и в полном объеме), а дать крупным корпорациям - РАО "ЕЭС России", ОАО "РЖД" - возможность инвестировать средства в образование через налоговые льготы. Финансируя подготовку специалиста на конкретную должность, компания должна иметь право на освобождение этих затрат от налогов. Сегодня налоговые отчисления предприятий поступают в федеральный бюджет и только оттуда через распределение по расходным статьям идут на образование. Внеся поправки в Налоговый кодекс, мы эту цепочку минуем", - сказал в интервью "Гудку" Сергей Шишкарев.
По словам инициатора поправок, законопроект о льготах для бизнеса наверняка встретит противодействие со стороны министерства финансов, зато однозначно будет поддержан министерством образования и науки.
"Мы много раз ставили вопрос о привлечении бизнеса в образование посредством льгот. После принятия нового Налогового кодекса эти вопросы вообще убрали с повестки дня. Между тем введение налоговых послаблений позволило бы решить проблемы с базовыми кафедрами, прохождением практики и пополнением материально-технической базы в вузах. А у компаний появился бы стимул для инвестиций в образование. В целом подобные меры могли бы дать хороший толчок для развития высшей школы", - сказала начальник отдела высшего образования Министерства образования и науки РФ Нелли Розина.
Кроме думского комитета по энергетике, транспорту и связи продвижением идеи льгот для работодателей занимается комитет по образованию Госдумы. В марте он проводил парламентские слушания, касающиеся поправок к четырем законам: Налоговому кодексу, "Об образовании", "О высшем послевузовском образовании" и "Об объединении работодателей". Сейчас работа над законопроектами продолжается. Их положения обсуждались и на последнем координационном совете по транспортному образованию при Минтрансе.
"Если поправки будут приняты, у нас появится возможность относить расходы на обучение и профессиональную подготовку на себестоимость услуг. Сейчас это возможно только из прибыли", - отметил начальник отдела подготовки кадров ОАО "РЖД" Игорь Чирва. Кроме того, у компаний появится возможность свободно передавать отраслевым учебным заведениям литературу и оборудование, необходимые для учебного процесса. Сегодня за такую помощь РЖД должны заплатить налог. Более того, и сами учебные заведения должны заплатить налог за это же оборудование. Кроме того, как нам известно, законодатели собираются усовершенствовать и механизм целевого набора. Сегодня он предусмотрен лишь для подготовки специалистов в системе государственных учреждений и предприятий.
Для РЖД, дочерние и зависимые общества которых не являются госучреждениями, но активно используют целевой набор (около 70% всех обучающихся в железнодорожных техникумах и вузах трудоустраиваются через систему целевого набора), этот вопрос не менее актуален.
Перечисленные выше схемы участия бизнеса в профобразовании воспринимаются положительно и деловым сообществом, и представителями вузов. Другая же инициатива, выдвинутая Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) - создание национального агентства развития профессионального образования, - сегодня вызывает массу споров.
В конце марта на ежегодной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным бизнесмены предложили создать при РСПП агентство, которое разработало бы стандарты на каждую профессию, высшая и средняя школа могла бы корректировать на их основе свои учебные программы.
К 29 мая президент РСПП Александр Шохин представил проект агентства на заседании комиссий Общественной палаты уже в новом варианте. Помимо влияния на содержание программ, РСПП захотел вводить своих представителей в экзаменационные комиссии вузов, создавать вузовские рейтинги, участвовать в аккредитации вузов. Кроме того, бизнес заговорил и о приватизации среднепрофессиональных учебных заведений, и о соучредительстве в высших учебных заведениях.
Для создания рейтингов учебных заведений различного уровня - от начальных и средних до высших - агентство, по версии РСПП, будет использовать не отвлеченные, по выражению Александра Шохина, академические показатели, а "соотношение* результата конечной подготовки выпускника и требований рынка труда". На этот рейтинг, как отметил глава союза предпринимателей, и должно будет ориентироваться государство, определяя, кому сколько выделить бюджетных средств.
После череды майских заявлений Шохина ректоры заговорили о новой волне приватизации и посягательстве бизнеса на основы фундаментального образования. Так что на съезде ректоров России, который открылся сегодня в Москве, будут обсуждаться и формы взаимодействия с бизнесом.