• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 16:42. 15 июня

Основная проблема не в уровне общего образования, а в качестве рабочей силы

Алексей Владимирович, Президент РФ В.В.Путин заявляет о том, что у России уже есть 120 млрд. накопленных иностранных инвестиций. В ближайшие годы цифра удвоится. Ему вторит Кудрин, говоря, что у нас блестящая перспектива. При этом кадровые агентства в связи с массовым приходом иностранных автопроизводителей на российский рынок, говорят о том, что требования, которые предъявляют иностранные производители к персоналу, настолько завышены, что наш рынок не может их удовлетворить, у нас нет специалистов. Причем, речь идет о рабочих специальностях и о менеджерах среднего звена. И так далеко не только в автопроме. Возникает вопрос, а за счет чего и кто будет осваивать эти многомиллиардные иностранные инвестиции, которые в ближайшие годы должны прийти в Россию?
Действительно, по данным Госстата, за 2004 г. в Россию было привлечено 9.5 миллиардов, а в 2005 г – и вовсе свыше 13 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Цифры хорошие и вроде как обнадеживающие; хотелось бы верить, что этот приток связан с тем, что иностранный инвестор рассчитывает не только на дешевые природные ресурсы, но и на качественную рабочую силу. Принято считать, что у нас хороший кадровый потенциал – однако по сравнению с чем? Если сравнивать с развивающимся миром, то даже несмотря на все перестроечные катаклизмы у нас, вероятно, остается сравнительное преимущество, качество среднего образования в России, вероятно, будет повыше чем, скажем, в Уганде или Перу. Основная проблема у нас не в уровне и качестве общего образования, и не в численности населения трудоспособного возраста, а в качестве рабочей силы. Какая профессия была самой дефицитной у нас в стране в 1990-е гг.? Нет, не юристы, и не экономисты, а квалифицированный и (что не менее важно!) непьющий рабочий – такой, который может с ходу правильно прочитать чертеж и сделать деталь с первого раза без брака. Неквалифицированных рабочих достаточно много, рабочих пьющих тоже много, а чтобы ни то, ни другое, таких мало.
Именно на эту категорию работников прежде всего предъявят спрос серьезные западные инвесторы, способные платить за качество труда сравнительно большие деньги, чем отечественные предприятия. Возможно, конечно, что иностранные инвестиции простимулируют и предложение такого труда, однако эти ограничения носят более жесткий и долгосрочный характер, и преодолеть их даже сложнее, чем решить проблему недостатка капитала. Я вполне допускаю, что наша экономика окажется не в состоянии обеспечить такой рабочей силой поток инвестиций по 10-15 миллиардов долларов в год на протяжении нескольких лет. Вместе с тем не стоит забывать и того, что иностранные инвесторы не идиоты, чтобы вкладывать деньги в экономику, совсем не понимая, в какой стране они это делают и с какой ситуацией на рынке рабочей силы они столкнутся – видимо, эти риски как-то учитываются и закладываются перед принятием решения об инвестировании.
А кто должен решать эту проблему – государство, бизнес, иностранные инвесторы, которые сюда приходят?
В любом случае заглавную скрипку в решении этой проблемы должно играть государство, потому что поставить подготовку хороших специалистов на поток в масштабах страны в состоянии только оно, и более того - это его прямая обязанность. Основная проблема ведь состоит не в том чтобы научить конкретного человека выполнять конкретный набор операций, а в том, чтобы его квалификация и его труд ценились обществом, чтобы люди, которые являются хорошими специалистами рабочих профессий, чувствовали, что соседи смотрят на них с уважением, что у них есть заработанное ими жилье, что дети могут получить нормальное образование, что их место на социальной лестнице не где-то «в подвале» между учителем и дворником, а на уровне стандартного «среднего класса». Для формирования такого общественного восприятия требуется не столько программа профессионального образования, сколько создание социальной среды, которая благоприятствует формированию такого рода класса специалистов в нашей стране, причем вне зависимости от региона. Государство должно не только задать стандарт профессиональной подготовки, но и обеспечить нормальные условия жизни, поднять в обществе уважение и престиж хорошей рабочей специальности.
Непосредственную роль в формировании таких кадров может, конечно, играть и бизнес - как направляя инвестиции в образовательную сферу и привлекая его к финансированию тех или иных проектов, так и напрямую - повышая квалификацию собственных сотрудников. Однако вопрос создания благоприятной социальной среды – это не задача частного инвестора, а прямая обязанность государства.