• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не учи ученого

Трибуна. 2006. № 24. 23 июня

О путях выхода образовательной системы из кризиса размышляет научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров.

О путях выхода образовательной системы из кризиса размышляет научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров.

- Десятки российских педагогических вузов работают в полную силу. А их выпускники до классов не доходят. Между тем школы постоянно посылают сигналы бедствия: не хватает учителей! Как решить эту проблему? Может быть, спасет госзаказ?
- К системе госзаказа я отношусь крайне скептически. Смысл ее в том, чтобы не доплачивать человеку столько, сколько он заслуживает, а заставить отработать за гроши. Это крайняя мобилизационная мера, оправданная, может быть, лишь когда в стране катастрофа.
А между тем решить проблему можно было бы очень просто - повысить, например, зарплаты педагогам. Тогда школы села Владимир и райцентра Любим получат учителей иностранного языка, которых они безуспешно ждут много лет. Возможно, что на эти вакансии даже придется объявить конкурс. Если учительская профессия станет материально привлекательной, люди активные, озабоченные материальным благосостоянием своей семьи, пойдут в эту профессию и вытеснят тех, кто не очень хорош, кто согласен на маленькую зарплату, лишь бы ничего не делать.
И при этом еще яснее станет то, что специалистам уже давно ясно: дефицита педагогов в нашей стране нет, а есть их переизбыток. И потому нам надо думать не о количестве педагогов, а прежде всего о том, как и чему учить...
- Вы считаете, что у нас учат дедовскими методами?
- Я бы назвал это устаревшими педагогическими технологиями. Школьникам вдалбливают в порядке аудиторной нагрузки то, что в одно ухо входит, в другое выходит, обрушивают на них массу сведений, которые вряд ли помогут им в жизни. Они не умеют работать самостоятельно в Интернете (к концу будущего года к нему будут подключены все российские школы), с книгами, не в состоянии толково организовать свое время...
И еще один нюанс. У нас много педагогов-совместителей. (А что вы хотите при таких зарплатах - иначе учитель просто не проживет!) Поэтому учителя не так уж жаждут, чтобы кажущийся дефицит педагогов был ликвидирован. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы выбивать новые ставки, распределяя их между собой. Осуждать их за это я не могу. Однако понимаю: если оставить все, как есть, гигантская армия учителей год от года будет неоправданно расти. Ситуация изменится коренным образом лишь в том случае, если использовать новые методики и образовательные технологии, направленные на то, чтобы учить учиться.
- Например?
- Это прежде всего игровое образование, которое в принципе отличается от классно-урочной системы и включает решение всевозможных задач, игровое, поэтическое творчество и многое другое. Объяснение теории дети воспринимают чрезвычайно плохо. Зато хорошо воспринимают всяческие задачи и удовольствие, полученное от их решения. К примеру, профессор Кавтарадзе предложил школьникам игру: провести дороги по европейской части России так, чтобы не прерывались пути миграции животных. Если эта игра будет проведена в школе соревновательно, с баллами, которые выставляются не учителями, но условиями игры, изучение географии, биологии, экономики и многих других наук будет осмысленно, школьники запомнят методы, которые использует каждая из наук, и поймут, что жизнь на предметы не делится, что отдельные науки придуманы нами для нашего же удобства.
- Что мешает внедрить новые технологии сейчас?
- Дефицит владеющих этими технологиями людей. Наша система образования напоминает пирамиду, в основании которой - массовое производство умеющих работать в коллективе кадров для крупных корпораций. И есть верхушечка - талантами нас Бог не обидел. А вот средняя ступень, которая должна состоять из подготовки инициативных людей (отнюдь не гениев), отсутствует.
Образовательная система изменится не раньше, чем появятся талантливые организаторы среднего звена.
- Откуда они возьмутся?
- Они уже появляются, в особенности в провинциальных школах. Новации рождаются либо в коллективах педагогов, объединенных желанием создать новое, либо во внесистемных формах. В центре образования "Измайлово" Александр РЫвКИН, великолепный, талантливейший организатор и педагог, устраивает образовательные игры. Для родителей, которые живут вокруг этой школы, все ясно - надо ребенка отдавать туда. И такая школа не одна. Очень интересные процессы идут в Самарской, Тюменской, Томской, Новгородской областях, Красноярске. Мы находимся в состоянии бурления варева и возникновения нового.
- Какую роль в этом процессе играют педагогические вузы?
- Пока, увы, никакого. Приходится слышать от экспертов разных уровней, что всего от 3 до 7 процентов выпускников педвузов остаются в школе. Абитуриенты идут в педвузы с самого начала не за тем, чтобы работать в школе, а за получением более высокого социального статуса.
Надо ли эту систему изменять? Да. И она изменяется: в некоторых педвузах начали открывать факультеты, не связанные с педагогикой, - юридические, экономические, социологические. К этим переменам в системе высшего образования надо приглядеться. Поскольку заказ в конечном счете так или иначе будет определять общество. Мне очень нравится фраза, которая содержится в Европейской хартии: если в образовании есть проблемы, то это не проблемы образования. Это проблемы общества в целом.
- Вы признали, что педагогические вузы не выполняют роль подготовки педагогов для современной школы. А между тем школа остро нуждается в изменении педагогического образования. Кто и как в этом случае должен учить педагогов?
- Педагогическое образование действительно нуждается в серьезной реформе. У нас есть школы, которые сами по себе стали зачинателями и распространителями новых образовательных технологий. Есть замечательные учителя, замечательные директора, которые эти технологии разрабатывают, апробируют. И именно в этих коллективах вырастают подлинные работники образования. Я не хочу огульно обвинить все педагогические вузы, но когда директора школ говорят мне, что с педобразованием ничего сделать нельзя, его можно только закрыть, то это серьезно. И то, что школы перешли в каком-то смысле на самообслуживание, они сами выращивают у себя кадры из числа своих бывших учеников, - тоже достаточно красноречивый факт.
Школы-работодатели, так называемая педагогическая общественность, должны контролировать вузы. Не педвузы должны курировать школы, а наоборот. Надо, чтобы школа встала во главе учебного процесса и осуществляла приемку продукта. Тогда выпускники будут настоящими педагогами. А о "дефиците" учителей и "растрате" их образования можно будет забыть.

Досье "Трибуны"
Евгений Федорович Сабуров - доктор экономических наук, профессор (основные сферы интересов - макроэкономика, социальная экономика, экономика образования). Поэт, прозаик, драматург. Родился в 1946 году в Ялте. Окончил мехмат МГУ. В 1990 году - заместитель министра образования РСФСР. В 1991 году - заместитель председателя Совета Министров РСФСР и министр экономики Российской Федерации. До 1994 года - директор Центра информационных и социальных технологий при российском правительстве. В 1994 году - руководитель правительства Республики Крым. С 2003 года - научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики. С октября 2005 года - научный руководитель Федерального института развития образования.