• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москва будет платить школам за каждого ученика

Комсомольская правда. 2006. № 94. 30 июня

...Директор Центра социально-экономического развития образования ГУ Высшая школа экономики Анатолий Пинский:
- Идеи нормативно-подушевого финансирования были прописаны еще в Законе "Об образовании" в 1992 году. Правда, эти пункты никто и не думал выполнять. Сейчас на эту систему наконец-то переходит не только Москва, но и многие другие регионы. Уверен, что она гораздо эффективнее, чем способ распределения средств, который использовался раньше...

Департамент образования столицы решил, что гораздо выгоднее не раздавать деньги учебным заведениям, а платить за конкретного школьника или студента

Раньше бюджетные средства распределяли по затратному принципу. Финансисты, перед тем как перечислить деньги школе или колледжу, проверяли заявку, присланную школой, лицеем или училищем. Сейчас все проще: норматив (он рассчитывается заранее) умножается на количество учащихся. Такая сумма и светит учебному заведению.
С января 2006-го школы в столице работают по системе нормативно-подушевого финансирования. В сентябре на нее перейдут и колледжи.
Поначалу (пока система только развивалась) сумму, выделяемую на ребенка, обучающегося в том или ином типе учебного заведения, не рассчитывали специально. За основу брали деньги, которые вкладывали в прошлом году, и делили их на количество детей. Это и есть норматив.
Получаемых денег, уверены в Департаменте образования Москвы, должно хватить на зарплату педагогам, покупку наглядных пособий, организацию питания и транспортные расходы (правда, сюда не включается оплата коммунальных услуг).

Комментарий специалиста
Педагоги будут бороться за учеников

Директор Центра социально-экономического развития образования ГУ Высшая школа экономики Анатолий Пинский:
- Идеи нормативно-подушевого финансирования были прописаны еще в Законе "Об образовании" в 1992 году. Правда, эти пункты никто и не думал выполнять. Сейчас на эту систему наконец-то переходит не только Москва, но и многие другие регионы. Уверен, что она гораздо эффективнее, чем способ распределения средств, который использовался раньше.
Во-первых, это заставит учебные заведения бороться за учеников. Ведь если школьники и родители будут недовольны качеством обучения, они найдут себе другую.А школа лишится части денег.
- Во-вторых, такое финансирование позволяет школам самостоятельно решать, какие преподаватели нужны школе, а без каких она могла бы обойтись. Например, многие сегодня упраздняют ставку вожатой, зато берут в штат еще одного психолога.

***
Эти цифры Департамент образования опубликовал впервые. Теперь любой пытливый родитель, перемножив "стоимость" ученика своего учебного заведения на количество учащихся, может знать примерный бюджет школы или колледжа. И когда директор по привычке начнет требовать: "Помогите нам, совсем поиздержались", вы со знанием дела можете поинтересоваться: "А скажите, Марьиванна, а куда ушли те три миллиона, что вы получили от московского правительства? " И точно подсчитать - сколько на самом деле не хватает родным педагогам на неотложные нужды.

[Графические материалы:
Сколько стоят ученики школ...
...и учащиеся колледжей

Материалы доступны в бумажной версии]