• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство делает ставку на отдельные вузы

Правда Севера. 2006. № 123. 7 июля

...Ведущий семинара проректор ГУ ВШЭ Борис Рудник познакомил участников с основными положениями научного доклада "Интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования РФ", подготовленного им совместно с ректором ГУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Он подробно рассказал об инструментах бюджетного финансирования ВПО, о предлагаемой системе содержания некоторых его объектов, также остановившись на нормативно-подушевом финансировании вузов...
...Проректор ВШЭ Якобсон попытался смягчить резкость высказывания ректора: "Я очень боюсь, что этот тезис будет интерпретирован неправильно, что, мол, ВШЭ призывает треть вузов закрыть. Речь о другом: должны быть внятные сигналы, какое образование тот или иной вуз дает...

Подведены итоги всероссийского конкурса инновационных проектов. Из 200 заявок комиссия тайным голосованием выбрала десять лучших, на них будет выделено в общей сложности 10 миллиардов бюджетных средств.
Вузов-победителей оказалось не 10, как предполагалось вначале, а 17. Из них семь московских, два питерских, два - томских, остальные шесть - из других регионов, от Дальнего Востока до Краснодара. Впрочем, выступая на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что, по крайней мере, сотня из представленных проектов заслуживает бюджетного финансирования.
Самую большую сумму - около 950 млн рублей - получат два государственных университета - Московский и Санкт-Петербургский. На остальные 15 вузов остается 8 миллиардов, и объем средств они получат различный - в зависимости от того, сколько запросили на выполнение своего проекта.
Еще нескольким российским вузам суждено стать частью двух национальных университетов, формируемых на базе высших учебных заведений Красноярска и юга России. На это тоже государство выделяет средства, и немалые: дополнительно к базовому финансированию новые структуры получат по миллиарду рублей.
Казалось бы, вузам-счастливчикам остается только радоваться: государство наконец-то повернулось к ним лицом. Однако формирование национальных университетов, по признанию Андрея Фурсенко, идет непросто. Причина? Ответом, наверное, можно считать следующие слова министра: "Мы считаем принципиально важным, чтобы в этих университетах было качество образования, новая система управления, включающая гораздо большую часть представителей общественных институтов и бизнеса, новые образовательные технологии, более широкое привлечение к преподаванию людей из других сфер".
Еще одно необходимое требование для национальных университетов - ориентация на запросы региональной экономики.
Наряду с поддержкой инновационных образовательных программ, по мысли руководителей министерства, создание национальных университетов позволит на практике отработать "новую модель высшего учебного заведения России" и в течение одного-двух лет "сформулировать предложения по модернизации и развитию системы высшего образования в целом". Значит ли это, что всем российским вузам, даже если они в спешном порядке начнут укрупняться, государство даст по миллиарду рублей? О "новой модели высшего образования", на мой взгляд, можно говорить в двух случаях. Если ответ положительный. И если за существование остальных вузов государство на себя ответственности не берет.
И в самом деле, зададимся вопросом: какое место в этой модели занимают остальные университеты? Из ответов министра на интернет-конференции складывается определенная картина. Во-первых, государство определенно рассчитывает на поддержку бизнес-сообщества. "Тут требуется несколько законодательных шагов, - заявил Фурсенко. - Во-первых, улучшению контроля со стороны бизнеса, вкладывающего средства в образовательный процесс, может способствовать переход на новые формы, в частности на форму автономного учреждения". Министр заметил, что "ряд вузов" уже выступил с инициативой перейти на новые формы - "потому что они считают, что сегодняшняя форма госучреждения сдерживает их инициативу".
Вторая важная законодательная инициатива, которая, видимо, будет в ближайшее время оформлена, - законодательное обеспечение создания так называемых "эндаумантов" - фондов, обеспечивающих независимое финансирование вузов и других образовательных учреждений. "Есть еще важное направление, которое сейчас реализуется в общеобразовательной школе и должно быть реализовано в системе профобразования, когда деньги идут за студентом. Реализацию данной системы мы разрабатываем", - сказал министр. Злополучное слово "ГИФО" (государственные именные финансовые обязательства) он уже не использовал. Но, по сути, говорил именно о нем.
Примерно в то же время, когда министр выступил на интернет-конференции, государственный университет "Высшая школа экономики" провел международную научную конференцию "Модернизация экономики и государства" и в его рамках - семинар "Модернизация экономики высшего профессионального образования".
Ведущий семинара проректор ГУ ВШЭ Борис Рудник познакомил участников с основными положениями научного доклада "Интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования РФ", подготовленного им совместно с ректором ГУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Он подробно рассказал об инструментах бюджетного финансирования ВПО, о предлагаемой системе содержания некоторых его объектов, также остановившись на нормативно-подушевом финансировании вузов.
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предложил начать реформу образования с нескольких регионов, а потом расширить этот опыт на всю Россию. По словам Грефа, именно таким путем нужно идти, чтобы минимизировать возможные ошибки: "Необходимо начать с 8 - 12 субъектов РФ, а потом рекомендовать этот опыт остальным".
Однако пилотные испытания модели финансирования по ГИФО на базе 15 вузов в пяти регионах страны, которые провел ГУ ВШЭ, и анализ их результатов показали, что рекомендовать этот опыт пока не стоит: он приведет к гибели вузов до того, как удастся повысить качество образования.
Но, может, реформаторов это не пугает? По мнению главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, "новая система профессионального образования будет создана через 15-20 лет, и на это уйдут миллиарды долларов" (сайт ГУ ВШЭ). Весьма определенно по этому поводу высказался ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Ситуация в образовании такова, что и общество, и государство, и сама образовательная система готовы к серьезной реструктуризации. Весь вопрос в том, как эта реструктуризация будет проводиться. Или сверху, когда административным путем будут определять, кого закрыть, кому уменьшить прием, или используя экономические инструменты - например, ГИФО. Честно скажу: я не верю в способность государства в его нынешнем крайне неэффективном состоянии проделать столь масштабную работу, как реструктуризация высшей школы, и дойти до каждого филиала вуза. Решения в этом случае, скорее всего, будут приняты неправильные. Поэтому нужно переходить к экономическим методам, при которых деньгами из бюджета будут наделяться те, кто реально рискует, - то есть абитуриенты и их семьи. Таким образом, бремя решений - какой программе быть, какой не быть - государство должно передать потребителю. Согласно нашим исследованиям в условиях перехода к нормативно-подушевому финансированию до трети региональных вузов должны будут закрыться: они просто не соберут качественных абитуриентов, которые сдадут ЕГЭ на 50-60 баллов и выше.
Некоторые СМИ расценивают это как национальную катастрофу. Но я так не считаю. ГИФО, как и ЕГЭ, позволит проявить неприятную для российского образования правду. И это лучше административного задора, с которым государство может начать реструктурировать систему высшего образования сверху, не имея достаточно четкого представления о том, что в вузах происходит.
Проректор ВШЭ Якобсон попытался смягчить резкость высказывания ректора: "Я очень боюсь, что этот тезис будет интерпретирован неправильно, что, мол, ВШЭ призывает треть вузов закрыть. Речь о другом: должны быть внятные сигналы, какое образование тот или иной вуз дает. Когда губернатор говорит: не закрывайте этот университет, он мне нужен, и при этом считает, что вопрос, как там учат, не его вопрос, - это не государственная позиция. При нормальном функционировании системы каждый губернатор оказывается перед выбором: либо слабый вуз закроется, либо, если он действительно региону нужен, нужно вложить в него деньги, улучшить ситуацию. И тогда вуз выживет. Когда мы говорим о внедрении подушевого финансирования и его последствиях, речь не идет о "тотальном отстреле". Речь о том, чтобы показать, какие элементы в системе образования жизнеспособны, а какие - нет".
...Для всех, кто сколько-нибудь понимает нынешнюю ситуацию в системе образования, ясно, что речь идет еще и о грозящей передаче многих российских вузов на уровень регионов, чего бюджеты дотационных субъектов Федерации просто не потянут. В связи с этим становится понятным предложение о создании национального университета в Татарстане. Эта мысль прозвучала во всех казанских заявках на участие в федеральном конкурсе по отбору инновационных вузов, сообщил советник президента РТ по науке и высшему образованию ректор Казанского государственного технологического университета Сергей Дьяконов. Он высоко оценивает шансы местных вузов на победу, поскольку казанским вузам уже удалось договориться об объединении. "Вопрос лишь в том, как отнесутся в Москве к идее создания в Татарстане национального вуза численностью 60-80 тысяч студентов".
Пока неизвестно, как отнеслись в Москве к этой идее. И в списке выигравших инновационных проектов Казани тоже нет.
...На фоне этих глобальных волнений сообщение об очередном убийстве чернокожего студента в Санкт-Петербурге - как сигнал тревоги и как напоминание об острейшей проблеме, которая вроде бы к экономике высшего образования отношения не имеет, но на самом деле - имеет, и самое прямое. Могут ли подсчитать реформаторы, сколько экстремальных проявлений среди молодежи в регионах мы получим, если уйдут со сцены вузы, не устоявшие под натиском экономических реформ?