• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес спешит на помощь

Ведомости. 2006. № 127. 13 июля

...Но даже самая активная помощь компаний-работодателей не сможет решить главную проблему университетов: это нехватка финансирования, которая, по словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, составляет 60 % для гуманитарных вузов и 75-80 % для технических. Для этого необходимо менять систему финансирования вузов...

Состояние российского образования иначе как катастрофическим уже давно никто не называет. Но если на протяжении целого десятка лет можно было позволить себе лишь рефлексировать по этому поводу и на досуге обсуждать сложившуюся ситуацию, то сегодня времени уже нет. По самым скромным подсчетам Росстата, с 2006 по 2025 г. убыль трудовых ресурсов составит 16 млн человек. Выпускать плохих специалистов в такой ситуации российская экономика просто не может себе позволить. У бизнеса тоже нет выбора: отечественному образованию надо помогать.

Спрос на выпускников
Не так давно найти работу в приличной компании специалисту без опыта, т. е. выпускнику, было делом почти пропащим. Работодатели предпочитали не брать на работу молодежь, которая, несмотря на диплом специалиста, ничего не умела. Сегодня ситуация изменилась полностью: лучшие работодатели не только готовы брать выпускников, но и сами приходят за ними в вузы.
"Очень большое количество компаний - крупных игроков в абсолютно любой сфере за два года ввели в свои штаты единицу колледж-менеджера, или менеджера по взаимодействию с вузами, - говорит Наталья Долженкова, директор Kelly Commercial (отделение компании Kelly Services). - В любом случае многие компании проводят сегодня единые программы по привлечению выпускников. И даже готовят специальные маркетинговые программы, направленные на создание положительного имиджа компании-работодателя среди студентов".
К сожалению, это не значит, что учить у нас стали лучше. Дело в нехватке качественной рабочей силы для постоянно растущего бизнеса.
"Мы очень быстро растем и развиваемся, а это требует привлечения все большего количества квалифицированных специалистов производственной сферы, - говорит заместитель генерального директора по персоналу компании "Русал" Виктория Петрова. - Однако выпускники вузов не всегда соответствуют нашим ожиданиям. Например, в программе обучения по специальности "Горное дело" есть предмет "История России" , а курса по управлению предприятием нет. Но ведь это будущий руководитель, иначе зачем ему понадобилось бы высшее образование?"
Устаревшие программы и оторванность от практики - главные, но не единственные проблемы вузовского обучения. Благотворительным фондом Владимира Потанина и аналитическим центром "Эксперт" при участии "Русала" и АФК "Система" в конце прошлого года было проведено исследование, призванное выявить взгляд работодателей на проблему высшего образования. Исследование показало, что, по мнению работодателей, студенты не способны системно мыслить, не умеют перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное, не умеют применять на практике полученные знания, навыки командной работы, не желают постоянно учиться, не имеют нацеленности на карьеру и адекватной самооценки, страдают низким общим уровнем развития и базовых знаний, необходимых для молодого специалиста, т. е. практически не обладают ни одним из ценимых работодателями качеств.
Правда, в последнее время предприниматели даже перестали ругать вузы за оторванность от практики. Все и так понимают, что высшие учебные заведения "заточены" под другие задачи. То, что задачи изменились, на систему образования, к сожалению, пока не повлияло.
"То, как сегодня выглядит высшее образование, совершенно не соответствует нормальной предпринимательской логике, - говорит политолог, заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Мест на первых курсах всех вузов у нас сегодня больше, чем выпускников средних школ, т. е. предложение этой услуги гораздо выше спроса. Для бизнеса такая ситуация заведомо негодная". Структура специальности, которую дает сегодня вуз, имеет мало общего с реальными потребностями экономики. Количество студентов, работающих не по специальности, растет катастрофически - по некоторым данным, до 40 %. Большая часть вузов готовит людей, которые просто не хотят быть синими воротничками.
В ответ на разные обвинения заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко во время круглого стола "Бизнес + образование" , проведенного 7 июня газетой "Ведомости" , посетовал на то, что, хотя предприниматели неплохо формулируют недостатки новоиспеченных специалистов, они до сих пор не могут определить профессиональные стандарты, которые помогли бы сформулировать их требования к выпускникам.
Однако в бездействии российские компании обвинить трудно. Работодатели, убежденные в том, что сегодня вузы не могут самостоятельно дать выпускнику актуальные специальные знания, сами приходят на помощь учебным заведениям.

Наши университеты
Бизнес давно и довольно активно поддерживает вузы. Особенно компании быстро развивающихся отраслей. Так, в РГУ нефти и газа еще 14 лет назад был создан попечительский совет (в который вошли "Газпром" , "Лукойл" , "Сургутнефтегаз" , ЮКОС, ТНК, "Роснефть" , "Транснефть" и другие компании нефтяной и газовой промышленности) и попечительский фонд. Сегодня помощь компаний - это не только спонсорские деньги. Компании передают вузам оборудование или программное обеспечение, принимают студентов на практику и предоставляют базы для защиты дипломов, подготовки курсовых работ, а менеджеры компаний читают студентам лекции. Например, специалисты PricewaterhouseCoopers преподают в МГУ, Финансовой академии, Российской экономической академии им Г. В. Плеханова, Высшей школе экономики.
В компании "Вымпелком" идея работы со студентами возникла около двух лет назад. Программа, по сути, начиналась с проведения специалистами компании мастер-классов в ведущих вузах страны. Мастер-классы проводили менеджеры самого разного уровня - начиная с ведущих специалистов по определенным направлениям - маркетингу, финансам, управлению персоналом и т. п. - и заканчивая генеральным директором компании Александром Изосимовым (он читал курс в Высшей школе экономики в апреле 2006 г. ).
"Постепенно, по мере расширения нашего взаимодействия с вузами, мы пришли к пониманию того, что работу со студентами пора оформлять в отдельный проект, - рассказывает руководитель службы организационного развития компании Ольга Дайновская. - С одной стороны, нам важно, чтобы будущие специалисты рассматривали "Вымпелком" как компанию, в которой можно получить очень ценные знания и хороший карьерный старт и в которой престижно работать. С другой - в этом заинтересована сама компания: внутрикорпоративный опрос показал, что 88, 6 % руководителей подразделений компании уже сегодня заинтересованы в привлечении к работе выпускников и студентов старших курсов".
Крупнейшие компании в разных отраслях создают свои лаборатории и кафедры во всех профильных вузах, проводят конкурсы научных работ по своей специализации, по итогам учреждают именные стипендии с целью привлечения студентов в свою компанию, организуют конкурсы среди выпускников, назначают стипендии лучшим из них.
Таким образом, например, "Лаборатория Касперского" сотрудничает с ВМК МГУ. Впрочем, факультет сотрудничает со многими крупнейшими IТ-компаниями, в том числе с SAP, Intel, Sun Microsystems, Microsoft, SoftwareAG, Inprise/Borland, IBM/Lotus и др.
"Северсталь" давно сотрудничает с МИСиС и Санкт-Петербургским техническим университетом, которые почти на 65 % закрывают потребности компании в инженерно-технических специалистах. РАО "ЕЭС России" учредило корпоративную стипендию для студентов МЭИ и Казанского государственного энергетического университета. Intel не только тесно сотрудничает с несколькими российскими вузами (МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИФИ, МФТИ, СПбГУ, Санкт-Петербургским университетом имени М. А. Бонч-Бруевича, Нижегородским государственным университетом и другими), но также организует летнюю студенческую школу, проводит конкурс исследовательских проектов.
"Ингосстрах" ежегодно проводит конкурс на лучшую студенческую работу по страхованию. Победитель получает премию, а иногда и работу в компании (всего за время проведения конкурса в компанию были приняты 16 человек).
Стипендиальные программы есть, например, у компаний АФК "Система" , "Русал" , "Сибнефть" , у Внешторгбанка.
Одна из самых известных стипендиальных программ - программа Фонда Владимира Потанина, стартовавшая в 2000 г. , - сегодня охватывает 60 ведущих государственных вузов из всех регионов страны. Ежегодно благотворительный фонд присуждает 1260 стипендий наиболее талантливым и активным студентам, пытаясь таким образом сделать более доступным образование, которое в реальности давно перестало быть бесплатным.
С той же целью компания "Базовый элемент" создала программу кредитования студентов "Кредо" , в которую на сегодняшний день входят 17 российских вузов (МГУ, МГИМО, МИСиС, МАИ и др. ). "Это не благотворительность, это коммерческий проект с длительным этапом развития, - говорит Михаил Матросов, генеральный директор компании "Крэйн" , реализующей программу. - Такой проект может позволить себе не каждый предприниматель - риски чрезвычайно велики. Но в конце концов это дает возможность повысить качество образования, предложив абитуриентам, независимо от уровня обеспеченности, кредиты на приемлемых для них условиях".
Еще одна область в образовании, в которую уже готовы инвестировать предприниматели, - это рейтингование учебных заведений. Рейтинги Министерства образования слишком несовершенны, об этом говорят представители и вузов, и компаний-работодателей. Бизнесу же необходима объективная оценка качества образования. Первым начал движение в этом направлении все тот же "Базэл" , создавший рейтинговое агентство "РейтОр". Теперь о готовности создать собственные версии рейтингов говорят Российский союз промышленников и предпринимателей и общественная организация "Деловая Россия".
Компании сотрудничают не только с вузами, но и со средними учебными техническими заведениями. В прошлом году "Силовые машины" подписали договор о сотрудничестве с комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга в области подготовки рабочих кадров, который предусматривает совместное финансирование Электро-машиностроительного профессионального лицея и профессионального училища N 43 Санкт-Петербурга в объеме 13, 2 млн руб.
Несколько лет назад Златоустовский металлургический завод договорился с местным колледжем о возобновлении обучения по специальностям, полностью взяв на себя затраты по разработке учебной программы, зарплате педагогов и стипендиям учащимся. По той же схеме Ульяновский автозавод сотрудничает со своим бывшим техническим лицеем. Ученики проходят на УАЗе практику, во время которой получают зарплату. А УАЗ может корректировать учебную политику лицея, исходя из своих потребностей.
И все же большая часть разговоров касается высшего образования, в то время как среднее техническое также нуждается в помощи. Хотя очень многие помогают отраслевым профтехучилищам, колледжам и техникумам, но примеров такой помощи меньше, чем в случае высшего образования, говорит Наталья Долженкова. "Бизнесу надо более активно поворачиваться лицом к профессионально-техническим училищам и техникумам, - считает она. - Вузы на сегодняшний день живут уже неплохо. А ПТУ и техникумам очень нужна поддержка, и не только финансовая, но и в виде возможности проходить где-то практику".
Что говорить о ПТУ, если во время круглого стола ректоры крупнейших российских вузов в один голос говорили о необходимости обратить внимание бизнеса на проблемы школы, ситуация в которых не менее катастрофическая, чем в прочих учебных заведениях. Если принять во внимание грядущий кадровый голод, то не исключено, что через несколько лет своих сотрудников компании начнут пестовать с пеленок. Некоторые занимаются этим уже сейчас. На детском сайте "Норильского никеля" можно увидеть не только забавные тексты для детей, но еще и список специальностей, востребованных в компании.

Лучше помогите материально
Примеры помощи бизнеса образовательным учреждениям не такая уж редкость. Однако объем помощи мог бы быть гораздо больше, если бы государство постаралось привлечь компании с помощью льгот.
В июне комитет по энергетике, транспорту и связи Государственной думы планировал внести на рассмотрение законопроект, предусматривающий льготное налогообложение компаний, инвестирующих средства в образование. По мнению заместителя председателя этого комитета Сергея Шишкарева, являющегося автором документа, бизнес-структуры должны освобождаться от налогов в той части затрат, которые идут на подготовку специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования.
"Финансируя подготовку специалиста на конкретную должность, компания должна иметь право на освобождение этих затрат от налогов, - говорит он. - Сегодня налоговые отчисления предприятий поступают в федеральный бюджет и только оттуда через распределение по расходным статьям идут на образование. Внеся поправки в Налоговый кодекс, мы эту цепочку минуем".
Но даже самая активная помощь компаний-работодателей не сможет решить главную проблему университетов: это нехватка финансирования, которая, по словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, составляет 60 % для гуманитарных вузов и 75-80 % для технических. Для этого необходимо менять систему финансирования вузов. Одна из новых форм финансирования, способных помочь развитию вузов, - эндаументы.
Эндаумент - это основанный при вузе фонд, средства которого не облагаются налогами и могут инвестироваться в коммерческую деятельность. Доходы от этого фонда и должны стать источником финансирования научных и образовательных программ учебных заведений. Наполняться такие фонды могут из государственных и частных источников. Один из старейших эндаументов в мире - это Harvard University's endowment, получивший первый взнос от выпускников университета в 1649 г. К концу прошлого года общий объем активов фонда составил $25, 9 млрд. Доходы от управления активами направляются на выплату стипендий, финансирование библиотек, музеев университета, на зарплаты преподавателям и исследования.
"Менеджмент в вузах неэффективен, - считает Кузьминов. - Это люди, которые не умеют зарабатывать деньги. А те, кто умеет, часто делают это не для своего учебного заведения, а для довольно узкого круга людей".
Представители бизнеса также считают, что могли бы гораздо быстрее навести порядок в вузах. Конечно, объясняет директор фонда "Вольное дело" Тамара Румянцева, если бизнесу дадут возможность участвовать в процессе. А не только оплачивать счета. "Бизнес, - говорит она, - всегда подразумевает больше дела вместо слов". В конце марта этого года Плехановская академия предложила провести в своих стенах эксперимент и ввести в состав соучредителей вуза главу холдинга "Базовый элемент" Олега Дерипаску. Для этого ректор академии Виталий Видяпин обратился к президенту Путину с предложением изменить нынешний статус вуза на статус автономной некоммерческой организации (АНО).
Если президент одобрит эту инициативу, то речь пойдет о совместном управлении учебным заведением со стороны государства и бизнеса. Сумма вливаний со стороны "Базэла" может в таком случае составить $100 млн. Это, по мнению Виталия Видяпина, позволит превратить академию в вуз западного уровня. Проект уже окрестили "приватизацией Плехановки" , однако его участники настаивают, что ни о какой приватизации речи не идет. "Мы всего лишь предложили новую форму сотрудничества, - говорил Видяпин во время круглого стола "Бизнес + образование" , - а нас уже десять раз продали".
Два законопроекта, предполагающих преобразование вузов в АНО, которые могли бы зарабатывать деньги и самостоятельно их тратить, еще в 2004 г. разработала администрация президента. Закон уже больше года лежит в Государственной думе. Как сообщила депутат ГД Валентина Иванова, проект будет рассмотрен в ближайшее время.
Правда, академическое сообщество скептически относится к этой идее. На сайте Российского союза ректоров проводится онлайн-голосование по вопросу: "Поддерживаете ли вы законодательные инициативы, направленные на перевод высших учебных заведений в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения - АУ, государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации - ГМАНО)?". Лишь 11, 2 % проголосовавших (44 человека) ответили "да" - 88, 8 % (349 человек) ответили отрицательно. Академическое сообщество очень обеспокоено подобными перспективами. И это можно понять.
На Всероссийском съезде ректоров Виктор Садовничий выразил позицию Российского союза ректоров, которая состоит в том, что отсутствие планомерного финансирования образовательных учреждений по сути равносильно их превращению в коммерческие организации. Подталкивая эти учреждения к рынку, государство поставит их перед необходимостью расширять количество платных услуг, что приведет к нарушению базовых гарантий доступности образования. Ректоры боятся потерять не только свою финансовую самостоятельность, но и возможность проводить самостоятельную политику в вузе.
Однако не все представители вузов разделяют это мнение. Барьеры и ограничения, затрудняющие включение бизнеса в образовательный процесс, только мешают развитию образования, считает декан Высшей школы бизнеса МГУ Олег Виханский. "Как это ни печально, - сетует он, - большее сопротивление не со стороны министерств, а со стороны академического сообщества, которое, как только слышит о том, что нужно подключить бизнес, сразу говорит: они ничего не понимают, ничего не знают, их подключать нельзя".
Между тем, продолжает его коллега, директор Московской школы экономики, вице-президент Академии наук РФ Александр Некипелов, образованию пора начать говорить с бизнесом на одном языке. "Если посмотреть на проекты, например, "Базэла" , то Высшая школа экономики и Московская школа экономики - это для компании исключительно затратная вещь, - говорит он. - Пока для бизнеса это скорее социальный момент". Хотя, надеется Некипелов, когда-нибудь и инвестиции в образование принесут свои дивиденды.