• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бизнес кует себе кадры

Деловая неделя. 2006. № 13-14. 17 июля

...Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей:
- Надо выработать требования к профессиям и уровням квалификации таким образом, чтобы эти стандарты стали основой для формирования образовательных программ...

Бизнесменов часто упрекают в нежелании вкладывать деньги в развитие социальной сферы. Предприниматели, в свою очередь, указывают на попытки чиновников решить проблемы путем административного давления. Впрочем, очень часто бизнес сам заинтересован в финансировании непрофильной деятельности, особенно когда речь касается образования.

Непрофильные интересы
Под социальной ответственностью бизнеса обычно подразумевают, что предприятие должно выпускать качественную продукцию, платить налоги, обеспечивать достойный уровень зарплаты и нормальные условия труда, а также соблюдать экологическую безопасность. Это своего рода программа-минимум.
Порой бизнес по доброй воле занимается финансированием, казалось бы, далеких от своей основной деятельности проектов. На первый взгляд, это кажется необоснованным, однако таким способом организации обеспечивают свою экономическую устойчивость. Например, ОАО "Северсталь" вложило средства в открытие собственного вуза - одноименного корпоративного университета в Череповце. Там создана система дообучения выпускников в соответствии с внутренними стандартами холдинга. Подобным образом поступают "Норильский никель", РАО "ЕЭС России" и многие другие крупные компании, делающие ставку на молодежь. И это не забота об "образовании вообще", а формирование кадрового резерва для удовлетворения потребностей бизнеса. Таким образом, за счет грамотной кадровой политики предприятия пытаются повысить свою конкурентоспособность.
Между тем многие муниципалитеты стали рассматривать расходы компаний на воспитание молодежи и обучение специалистов как возможность за счет бизнеса снизить финансирование данных статей из местных бюджетов. Например, некая организация ежегодно выделяет значительные суммы на поддержку детского дома, и в один прекрасный момент городские власти просто сократили наполовину финансирование этого учреждения, зная о том, что бизнес все равно компенсирует недостающие деньги. Сегодня во многих муниципалитетах сложилась целая система иждивенчества из-за своеобразного понимания социальной ответственности бизнесменов.
Происходит столкновение двух позиций - предпринимательской и чиновничьей. Если бизнес, работая в конкурентной среде, вынужден соблюдать оптимальное соотношение цены и качества, то бюджетная организация поставлена в условия, в которых самое главное - выбить как можно больше денег из бюджета, то есть оказать минимальное количество услуг за максимальную стоимость. Частные предприятия имеют довольно четкие критерии оценки работы, а деятельность муниципальных бюджетных организаций построена таким образом, что просто непонятно, за что же мы платим им деньги. Например, школа финансируется, чтобы учителя приходили на работу. Но при этом воздействовать на качество образования никто из потребителей услуг (в данном случае - родители учеников) не может. Предприятие, которое неэффективно работает на рынке, ожидает банкротство. Бюджетная же организация может позволить себе работать как угодно. Подобная система и подталкивает бизнес к тому, чтобы заниматься не своим прямым делом.

Инструмент для партнерства
В диалоге с гражданским обществом бизнес также постоянно сталкивается с требованиями со стороны некоммерческих организаций, которые почему-то считают, что предприниматели должны выделять деньги на любые проекты. Причем чаще всего, как показывает практика, эти средства требуются не на организацию социально-значимых мероприятий, а на содержание самих просителей - зачастую весьма активных и раздражительных. Взаимоотношения с некоммерческими фондами больше всего напоминают диалог с агрессивным нищим.
Можно ли разрешить подобную ситуацию? Такой инструмент был найден в Перми. Там наработан положительный опыт участия бизнеса в реализации ряда социальных программ на основе частно-государственного партнерства. Любая некоммерческая организация или группа людей может предложить свою социальную программу, задав точные параметры измерения достижения поставленных целей. При этом определяется степень участия муниципалитета в программе. Проекты выставляются на социальную ярмарку или аукцион, и уже предприниматели решают, какие именно программы они поддерживают и в каком объеме, имея возможность высказать замечания по поводу контроля над расходованием выделенных средств. В общем, если хотите, чтобы бизнес был социально-ответственным, такую же ответственность должны нести гражданское общество и государство. Не стоит использовать предпринимательские возможности для затыкания бюджетных дыр. А когда с предприятий берут 1 млрд руб. на пропаганду среди молодежи здорового образа жизни, которая сводится к выпуску одной брошюрки "Твой друг - презерватив", - это уже мародерство...
Так или иначе, но свою социальную ответственность в рамках "программы-минимум" большинство бизнесменов выполняют. По нашим подсчетам, сегодня на 70% предприятий страны постоянно выделяются средства на обеспечение соцпакетов, дотацию обедов, путевок и т.д. По сути, мы возвращаемся к планам социального развития трудовых коллективов. Однако необходимо понимать, что это тоже относится к соответственности бизнеса сверх минимальных обязательств.
В любом случае, социальная ответственность не может быть невыгодна самому бизнесу и тем более направлена против него. Предприятия, вкладывая в развитие социальной сферы, должны преследовать свои интересы - например, получить здоровые трудовые ресурсы, квалифицированные кадры, специалистов с высоким уровнем деловой активности. И здесь интересы государства, гражданского общества и предпринимателей полностью совпадают. Сторонам важно совместно определить приоритетные направления развития социальной сферы, в том числе образовательной. Причем все предложенные программы должны иметь количественную или качественную оценку успешности и систему прозрачного финансирования.На таких условиях, уверяю вас, бизнес будет готов перейти от минимальной социальной ответственности к программе-максимум.

Какие нужны менеджеры?
Сейчас в стране разрабатывается система реформирования университетского отраслевого образовательного комплекса. И если бизнес не подключится к этому процессу (хотя это и. непрофильная для него работа), государство останется без отраслевых вузов и образовательных центров, а промышленность - без квалифицированных кадров. И произойдет это очень быстро, буквально за 2-3 года. Мы обсуждали данную проблему с промышленниками, и они полностью осознают, какая безрадостная перспектива может их ожидать.
Проблема состоит в том, что у нас до сих пор отсутствуют новые, современные профессиональные и образовательные стандарты. Кто даст точный ответ на вопрос, что представляет собой, например, менеджер общепита или магистр-технолог лесной промышленности? Вот и получается, что многие вузы готовят специалистов, невостребованных работодателями или вынужденных получать дополнительное образование. Представители бизнеса утверждают, что та масса выпускников, которых сегодня называют менеджерами, не нужна отраслям. В то же время требуются, например, технологи, которые бы имели дополнительно к своему базовому образованию диплом менеджера. И бизнес за "выращивание" таких специалистов готов платить деньги.
А если государство выдает вузам заказ на выпуск управленцев "широкого профиля", готовых "рулить" всем, чем угодно, - от черной металлургии до торговли селедкой, то такие кадры реальному сектору экономики вряд ли понадобятся. Часто предприниматели ставят вопрос так: почему мы должны оплачивать подготовку данного специалиста? Ведь когда государство на деньги налогоплательщиков формирует госзаказ, учит студентов и выпускает никому не нужных специалистов, то бизнес волей-неволей должен их доучивать, вкладывая свои деньги и, по сути, оплачивая образование дважды. Необходимо ломать такую систему! Предприниматели должны принять участие к формировании образовательных стандартов, потому что государство и научное сообщество не могут определить, какие именно знания и навыки, какие специалисты и в каком количестве необходимы для тон или иной отрасли.

Укажите дорогу!
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
:
- Надо выработать требования к профессиям и уровням квалификации таким образом, чтобы эти стандарты стали основой для формирования образовательных программ.
Мы готовы создавать независимые рейтинги в сфере профобразования с учетом соответствия качества подготовки выпускников потребностям рынка. Но при этом бизнес не может взять на себя ответственность государства и спрогнозировать потребности в тех или иных специалистах. Прежде всего, потому что именно государство должно задать ориентиры для промышленников и предпринимателей, обозначить долгосрочные тенденции развития отраслей, спрогнозировать, какой должна быть структура экономики страны лет через десять. Кроме государства этого сделать никто не может. Бизнес смотрит на ситуацию, в том числе и в сфере образования, со стороны собственных внутрикорпоративных интересов.
Кроме того, надо иметь в виду, что государство является сегодня основным работодателем. Если на предприятиях РСПП занято порядка 15 млн человек, то в госучреждениях работает почти вдвое больше - 27 млн. Поэтому государство и бизнес должны четко разделить сферы ответственности, обозначить отрезки пути, по которым каждая сторона должна пройти вместе и по отдельности.