• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователь общества

Обучение в России. 2006. № 9. 22 сентября

...Социологов интересует буквально все: и как мы относимся к реформам, к власть предержащим, спорту, искусству. И где мы предпочитаем отдыхать, делать покупки. И много ли читаем, едим, пьем. И что думаем по этому поводу, другому, третьему... Похоже, опросы уже прочно вошли в нашу жизнь и стали ее характерной приметой. А ведь лет этак 20-30 назад само слово «социология» было редкостью в нашем лексиконе. Впрочем, социология и опрос-это не одно и то же. Тогда что же это такое - социология? Почему так вырос интерес к ней? Где и как готовят специалистов этого профиля? На эти и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить декана социологического факультета Государственного университета «Высшая школа экономики», доктора экономических наук, профессора Александра Юльевича Чепуренко...

Наверняка при слове «социология» вам на память приходят многочисленные опросы общественного мнения. На них ссылаются в газетах и журналах, их результаты комментируют телеведущие. Да, что там СМИ! Только за последнее время мне дважды звонили по телефону с просьбой ответить на ряд вопросов. А недавно возле метро остановил вежливый молодой человек с анкетой в руках и, прямо-таки источая повышенный интерес к моей скромной персоне, предлагал поучаствовать в социологическом опросе.
Социологов интересует буквально все: и как мы относимся к реформам, к власть предержащим, спорту, искусству. И где мы предпочитаем отдыхать, делать покупки. И много ли читаем, едим, пьем. И что думаем по этому поводу, другому, третьему... Похоже, опросы уже прочно вошли в нашу жизнь и стали ее характерной приметой. А ведь лет этак 20-30 назад само слово «социология» было редкостью в нашем лексиконе. Впрочем, социология и опрос-это не одно и то же. Тогда что же это такое - социология? Почему так вырос интерес к ней? Где и как готовят специалистов этого профиля? На эти и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить декана социологического факультета Государственного университета «Высшая школа экономики», доктора экономических наук, профессора Александра Юльевича Чепуренко.


- Действительно, образ социолога ассоциируется с человеком с анкетой, проводящим опрос общественного мнения. Это сравнимо с тем, как, говоря о враче, мы обычно представляем человека в белом халате, прослушивающего стетоскопом больного. Но так же как неверно сводить его работу только к этому, нельзя деятельность социолога приравнивать лишь к опросам. Безусловно, они занимают существенную часть в ней, но лишь часть. Есть такое понятие в социологии - социограмма. Опрос - это один из ее инструментов, позволяющий получить исходную информацию, необходимую для дальнейшего исследования. Социолог должен знать, чем живет, дышит общество, что волнует, заботит, интересует людей. Ведь именно через человека, его социальное поведение, взаимодействие с другими людьми изучается общественная жизнь. А социология в широком смысле - это как раз и есть наука об обществе. Предметом же ее изучения является личность в социальных взаимодействиях, общественная жизнь людей. И основная часть работы социолога начинается после сбора соответствующей информации, Происходит она не на улице, а в тиши кабинета, входе мозгового штурма, путем анализа, сравнения - того, что и называется социологическим исследованием. Его результатом становятся научно обоснованные выводы, прогнозы, рекомендации, характеристики тех или иных общественных процессов.
- Александр Юльевич, социология как наука существует, если не ошибаюсь, едва ли не два столетия. Однако в нашей стране только в последние десятилетия она стала изучаться во всех высших учебных заведениях. Резко возросло число социологических факультетов. Даже кое-где в школах ввели этот предмет. Чем это объяснить?
- В последние десятилетия в нашей стране произошли огромные перемены в политическом, экономическом устройстве, в социальной жизни. В связи с этим у людей появилась потребность осмыслить происходящее, сориентироваться в новой реальности. Кроме того, жизнь все чаще ставит вопросы, которые требуют ответов. Почему обострились национальные проблемы? Чем объяснить, что пробуксовывают многие реформы? Как добиться консенсуса в обществе, раздираемом противоречиями?
Ответить на эти и множество других вопросов по силам именно социологам, поскольку они изучают общество во всех его проявлениях. Понять же, осмыслить, что происходит сегодня в обществе, очень важно. Ведь тогда можно будет отрегулировать происходящие процессы, устранить то, что мешает обществу развиваться, процветать. Время реформ - это время принятия решений, порой радикальных. Но прежде, чем их принимать, надо проанализировать множество данных, спрогнозировать последствия,.. Для этого нужны специалисты, владеющие навыками анализа социальной информации, полученной с использованием качественных и количественных методов.
Методы социологии успешно применяются также при изучении рынков, при оценке социальных последствий политических и экономических программ. Сегодня без социологов не обходится ни одна предвыборная кампания.
Все это и выдвинуло эту науку на передние позиции. Соответственно, появилась необходимость в подготовке специалистов такого профиля. Сегодня социологические факультеты, кафедры есть во многих вузах страны. Социологов готовят ведущие вузы, такие как МГУ, Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Гуманитарный университет.
- Скажите, Александр Юльевич, а каковы особенности подготовки этих специалистов? Люди какого склада - гуманитарного или математического предпочтительнее в этой профессии?
- Для научного изучения общества необходимо сочетание гуманитарных и математических знаний. Поэтому заниматься социологией будет интересно как гуманитариям, так и людям математического склада.
Социология формировалась на базе данных многих наук - философии, психологии, математики, логики, биологии... Это междисциплинарная наука. Изучая общество, социологи сталкиваются с разными ее сторонами. Поэтому социология имеет много граней. Это может быть социология политики, социология религии, семьи, предпринимательства... Можно ли, занимаясь, скажем той же социологией предпринимательства, не знать основ экономики? Или, изучая социологию преступлений, не вторгаться в сферу права? Социологию культуры без культурологии? Конечно, нет! Поэтому на факультетах социологии, как правило, изучают и экономику, и право, и историю, культурологию... Разумеется, много внимания уделяется философии, из которой и «выросла» социология. Большое место в учебном плане студентов занимают математические дисциплины: высшая математика, теория вероятностей, статистика. Без них невозможно овладеть социологическими методами, строить модели, обрабатывать данные.
Кстати, в нашем университете именно математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах. Абитуриенты также сдают обществознание, русский и иностранный язык.
- А в МГУ, ГУУ, РГГУ профилирующий предмет обществознание. Видимо, выбор зависит от профиля вуза, И каждый социологический факультет имеет свои особенности...
- Разумеется, у каждого вуза своя специфика. Высшая школа экономики, естественно, придает большое значение освоению студентами экономических дисциплин. Особенность нашего факультета состоит в том, что наряду с солидным объемом теоретических и прикладных социологических предметов, студенты изучают также и дисциплины экономического профиля. Это создает для выпускников сильные конкурентные преимущества в области исследований на стыке социологии и экономики.
Ведущая специализация факультета - экономическая социология. Так же называется и основная кафедра, которая готовит, по сути, социологов-экономистов.
Что же такое экономическая социология? Изучается, к примеру, социология рынков, социология потребления, социология предпринимательства, финансовое поведение домохозяйств и целый ряд подобных дисциплин. Все это входит в понятие «экономическая социология», которая исследует социальные проблемы в различных отраслях экономики. Надо ли говорить, как нужны России специалисты такого профиля, способные содействовать развитию цивилизованного рынка, экономики страны. Ведь проблем-то у нас тут через край.
- А не получается, что экономическая социология дублирует маркетинг, цель которого также изучение рынка?
- Чтобы лучше понять разницу между экономической социологией и маркетингом, приведу такое сравнение. Есть физик-теоретик в области радиоэлектроники. А есть инженер-радиоэлектроник, который собирает телевизоры. Он, конечно, пользуется наработками первого, но на прикладном уровне. Сам он не занимается теорией, ему это ни к чему. Это вовсе не означает, что он специалист ниже уровнем. Просто у него другой аспект деятельности. Также и социолог с маркетологом.
Более того, скажу, многие выпускники нашего факультета, как и в других вузах, идут работать именно в маркетинг. И это нормально. Мы заботимся о российском рынке, а не только думаем о науке и научных кадрах. А та новая генерация специалистов, которые идут в маркетинг, сильно отличается от прежних маркетологов. Как было в начале 90-х годов?
Маркетологов-профессионалов нигде специально не готовили. Инженер или технолог, прочитав несколько книжек, освоив два-три приема, начинал, как мог, заниматься маркетингом. Мы же готовим профессионалов высокого уровня, которые заложат новые стандарты качества, в том числе и на рынке маркетинговых исследований- Именно поэтому с нами охотно сотрудничают многие ведущие маркетинговые компании. Не случайно такая известная компания, как GFK, создала у нас базовую кафедру, Б ней, к слову сказать, работает немало наших выпускников.
- Интересно, а где еще нашли применение ваши выпускники? И вообще, что нужно делать, чтобы повысить конкурентоспособность молодых специалистов?
- Мы готовим специалистов, которые смогут работать в академической науке, в органах государственного управления, в сферах политики и бизнеса. Выпускники социологического факультета трудятся в институте социологии РАН, Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в администрации Президента, в правительстве Москвы, крупнейших агентствах GFK, Ромир, Арми-маркетинг, коммерческом секторе («Норильский никель», Би-лайн, Toyota и др.).
Наши выпускники востребованы не только благодаря всесторонней качественной подготовке, но и потому, что она отвечает актуальным запросам рынка. В чем основная проблема молодых специалистов? Им не хватает навыков, опыта. Наш же факультет практически ориентированный. В процессе учебы мы даем своим студентам не только знания по предметам, но и компетенции, то есть доведенные до автоматизма навыки пользования различными методами сбора и анализа социологической информации. Любой студент может качественно составить анкету, провести опрос, обработать полученные данные, проанализировать их. Он полностью готов к практической деятельности. Этому способствуют разнообразные формы практических занятий: мастер-классы, стажировки на базовых кафедрах, участие в студенческом социологическом клубе «Город».В практической подготовке студентов играет роль и то, что, начиная с четвертого курса они проходят практику в центральных академических и коммерческих организациях, ведущих социологические и маркетинговые исследования.
Думаю, подобный подход к подготовке специалистов позволяет обеспечить им высокую конкурентоспособность на рынке труда, а главное уверенность в завтрашнем дне, Тем более что по мере развития рыночной экономики, демократизации общества спрос на социологов будет только расти.