• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспертиза знаний Качество учебников зависит от репутации издательств

Россiя. 2006. № 36. 28 сентября

...Вузы создают свои методические пособия для абитуриентов. "Мы рекомендуем абитуриентам и школьные учебники, - рассказала корреспонденту "Россiи" декан факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики Светлана Квашонкина, - но в программе вступительных испытаний каждого вуза есть свои особенности, кроме того, абитуриентам нужно систематизировать весь материал. Поэтому у нас есть свои учебно-методические пособия. Их специально готовит наш Центр методики"...

Ляпсусы в современных школьных учебниках уже стали в нашей стране притчей во языцех. Учебники по "Основам безопасности и жизнедеятельности" рассказывают школьникам об эрогенных зонах и советуют мыть голову раз в неделю или в две. Иногда становится смешно, а иногда страшно за наше будущее, в котором вполне может быть потушен свет знаний. Единственное, что утешает, - это общественный резонанс по поводу безграмотно написанных учебных пособий. Ученики пишут письма министру образования, родители требуют допустить их к экспертизе учебников, учителя стараются сами выстраивать программу и не зависеть от различных пособий. Вузы создают свои методические пособия для абитуриентов. "Мы рекомендуем абитуриентам и школьные учебники, - рассказала корреспонденту "Россiи" декан факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики Светлана Квашонкина, - но в программе вступительных испытаний каждого вуза есть свои особенности, кроме того, абитуриентам нужно систематизировать весь материал. Поэтому у нас есть свои учебно-методические пособия. Их специально готовит наш Центр методики".
В 2005 году Министерство образования и науки изменило процедуру экспертизы учебников. "Раньше экспертиза проводилась экспертами - физическими лицами, - рассказала корреспонденту "Россiи" начальник отдела федеральных перечней учебной литературы департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Светлана Тетерина, - пусть и квалифицированными, но высказывающими свою субъективную точку зрения. Теперь она проводится экспертными организациями - Российской академией наук и Академией образования. Им помогают экспертные организации, например НИИ МЧС в экспертизе учебников по "Основам безопасности и жизнедеятельности" и ведущие педагогические вузы при проверке книг для начальной школы". Кроме того, в рамках нацпроекта "Образование" было выбрано 10 000 лучших учителей. Их тоже планируют привлечь к оценке учебников.
Светлана Тетерина считает, что качество учебников постепенно улучшается. Это происходит уже хотя бы потому, что гораздо больше учебников не проходят экспертизы и отправляются на доработку. В 2005 году из 241 учебника успешно испытание преодолели только 156. В этом году на экспертизу было отправлено 500 учебников. Окончательные результаты будут опубликованы в ноябре, но уже перед началом учебного года Андрей Фурсенко заявил, что только 18% из них прошли экспертизу успешно.
К сожалению, учебников, которые вошли в федеральный перечень для общеобразовательных учреждений на 2006/2007 учебный год по результатам старой экспертизы, гораздо больше. Всего в перечне 1010 учебников. Грифы "Допущено" и "Рекомендовано" действуют 5 лет. Поэтому в Министерстве образования и науки надеются, что через несколько лет в федеральном перечне будут только те учебники, которые прошли экспертизу в Академии наук и Академии образования.
Ляпсус в учебнике - пятно на репутации
Депутат Мосгордумы, заслуженный учитель России Евгений Бунимович считает, что ситуация на рынке учебников улучшилась по сравнению с 90-ми годами, но не из-за экспертизы. "Обстановка стабильности или, если хотите, застоя в нашей стране способствует более серьезному отношению к учебникам, - рассказал он корреспонденту "Россiи". - В 90-е годы продолжали существовать традиционные советские издательства типа "Просвещения", с ужасной полиграфией, и появились новые "капиталистические акулы" типа "Дрофы". Они поняли, что рынок учебников очень выгоден, но совершенно не представляли себе, что такое учебная литература. Издавать учебники не так просто, как детективы, нужно работать с учителями, с регионами. Об этом новые издательства совсем не думали. Поэтому и было такое количество ляпсусов. А сейчас и "Просвещение" научилось работать с рекламой, использовать качественную полиграфию, и новые издательства начали бояться за свою репутацию".
Во Франции, по словам Евгения Бунимовича, вообще нет никакой экспертизы. Просто издательства стремятся сохранить свой авторитет. Но для того, чтобы репутация стала стимулом для создания качественной продукции, издательств не должно быть много. Ведь для сотни компаний-однодневок незапятнанная репутация не очень важна.
Светлана Тетерина рассказала "Россiи", что в этом году крупные российские издательства отправили более 100 учебников по истории и обществознанию, которые уже имели гриф министерства, на досрочную экспертизу. Они начали чувствовать свою ответственность за тот продукт, который издают. Возможно, этому способствует и пристальное внимание общества к проблеме ошибок в учебниках. Светлана Тетерина рассказала, что департамент госполитики в образовании получает огромную почту на тему качества учебников. Все обращения рассматриваются и направляются в издательства и в экспертные организации. Родители и учителя пишут свои "рецензии" на школьные учебники и находят немало интересного даже в тех книгах, которые имеют гриф "Рекомендовано Минобрнауки России". Например, автор учебника "История Древнего мира" Ф.А. Михайловский утверждает, что "в Южном полушарии солнце восходит на Западе".
Учитель младших классов 125-й московской школы Галина Волкова поделилась с корреспондентом "Россiи" с поистине философским определением однокоренных слов в учебнике русского языка для начальной школы Т.Г. Рамзаевой: "Это слова, имеющие что-то общее по смыслу".
"Новая экспертиза поможет избавиться от размытых определений, но не снимет всех вопросов, - убежден депутат Евгений Бунимович. - Даже в математике могут быть разногласия из-за разных подходов к учебнику - научного и методического. Например, определение вектора на целый абзац правильно, с точки зрения Академии наук. А Академия образования скажет, что такое определение слишком сложное для шестиклассников". Евгений Абрамович уверен, что новая экспертиза - это просто способ Минобразования снять с себя ответственность за качество учебников. И действительно, на вопросы об очередных ошибках в пособиях в министерстве уже не отвечают и ляпсусы не комментируют.
Стимул для качества
В России у государства много рычагов влияния на издательства. В большинстве школ учебники выдаются бесплатно. Их закупает государство, соответственно, оно может и диктовать свои условия, повышая планку качества учебников.
"Учебники должны быть представлены завершенной линией, с 5-го, а иногда и с 1-го по 11-й класс, чтобы была единая система обозначений, - уверен Евгений Бунимович. - И это только вертикальная линия. А есть еще и горизонтальная. К учебнику должны быть приложены рабочие тетради, методические пособия для учителя и другие дополнительные материалы". О них издательства часто забывают. Учителей ведь гораздо меньше, чем учеников, поэтому и методички для них делать не так выгодно.
"Госзаказ - это всегда очень выгодно, и издательствам придется принять государственные правила игры, - отметил Евгений Бунимович. - Таким образом, отпадут фирмы-однодневки и на рынке останутся только крупные игроки, готовые вкладывать деньги в качественную продукцию, находить талантливых авторов, работать с регионами".
В таком случае государство не будет тратить деньги на учебники зря. В одной из школ Москвы корреспонденту "Россiи" рассказали, что в их библиотеке есть множество совершенно новых учебников, которые никому не нужны, никто ими не пользуется. К чему, например, школе единственный изданный учебник по математике для 7-го класса, если есть целая линия других - с 5-го по 11-й, к языку которых привыкли и школьники, и учителя?
Невообразимое количество ошибок в современных российских учебниках иногда заставляет оглянуться назад, в наше советское прошлое, и по обыкновению решить, что раньше было лучше. Был один учебник, по которому занимались школьники всей страны и вроде не жаловались. Евгений Бунимович, сам автор учебников, уверен, что единственный рекомендованный учебник по предмету - не выход: "Один учебник - это всегда краткий курс, одно жесткое мнение, которое невозможно оспорить". Как и любой рынок, издание учебников подразумевает конкуренцию. Нет конкуренции - нет и желания делать что-то хорошо, совершенствоваться.