• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадры для банков

Банковское дело. 2006. № 9. 6 октября

Банковский институт Государственного университета - Высшей школы экономики известен как современный, динамично развивающийся и престижный вуз, где при преподавании учитывается и зарубежный опыт образования. О его слушателях, системе их подготовки и планах Банковского института на будущее мы беседовали с заместителем директора института Наталией Евгеньевной Малюта.

Банковский институт Государственного университета - Высшей школы экономики известен как современный, динамично развивающийся и престижный вуз, где при преподавании учитывается и зарубежный опыт образования. О его слушателях, системе их подготовки и планах Банковского института на будущее мы беседовали с заместителем директора института Наталией Евгеньевной Малюта.

Наталия Евгеньевна, пожалуйста, несколько слов о Вашем учебном заведении!
Банковский институт Государственного университета - Высшей школы экономики был создан в 1995 г. Он является его независимым структурным подразделением. Цель создания института - способствовать развитию различных профессий, так или иначе связанных с банковским бизнесом. За время его существования подготовку прошли более 2500 слушателей по 50 различным программам.
Банковский институт не готовит специалистов из выпускников школ, это прерогатива ВШЭ, а специализируется на программах профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, закончивших вуз. Это программы второго высшего образования и МВА "Финансы и банки". Кроме того, институт организует семинары и тренинги по финансовой тематике (корпоративные семинары) и другие программы в рамках своей специализации. Например, курс профессиональной переподготовки (500 часов), курс краткосрочного повышения квалификации (72 часа) и так далее. Мы готовы разработать любую программу из тех, что ныне востребованы на рынке поствузовских образовательных услуг. Институт активно сотрудничает с Банком России, специалисты которого также проходят у нас обучение по различным программам.
Наш коллектив небольшой. Семь человек составляет административно-методический штат, есть преподаватели, принимающие участие в реализации программ в Банковском институте, и приглашенные специалисты. Все преподаватели одновременно и знатоки-теоретики финансово-банковского дела, и его практики с богатым опытом. Современное финансовое образование должно быть ориентировано на решение практических задач. Наши слушатели получают глубокие теоретические знания, и одновременно с ними работают опытные практики - представители бизнеса: специалисты и руководители коммерческих банков, крупных компаний, а также те люди, которые "делают"в России финансово-банковскую политику, - представители Банка России, госучреждений, Государственной думы. Мы также активно поддерживаем стремление наших слушателей вести собственные научные разработки, оказывая им реальную помощь, например, в получении грантов. Дипломные работы, написанные нашими слушателями, - это практические инновационные разработки, готовые к применению в финансовой и банковской сферах. Так, сейчас в фокусе научных интересов находится проблема микрофинансирования, т.е. кредитования мелкого и среднего бизнеса банками, а также путем развития микрофинансовых институтов - потребительской кооперации, фондов. Актуальными являются и вопросы инвестиционного, биржевого рынка, а также финансовых рисков. Причем по финансовым рискам мы готовим программы не только для банков, но и для предприятий реального сектора экономики по их индивидуальным заказам.
Кто и почему приходит в Ваш институт? Каких знаний не хватает этим людям в базовом образовании?
Наши слушатели на программе второго высшего образования - это прежде всего выпускники технических и гуманитарных вузов, которые, скажем так, хотят поменять профессию. Что касается программы МВА, то, как правило, слушателями ее являются люди с солидным финансовым и банковским образованием, желающие получить знания и навыки современного уровня в сфере управления и менеджмента.
Спрос на второе высшее образование у нас будет всегда. Ведь очень часто первое образование юноша или девушка получают ради "корочки", особенно не задумываясь о том, насколько та или иная профессия, занятие - это действительно их дело. Но по мере формирования личности, мировоззрения приходит осознанное понимание собственного профессионального предназначения. Наконец, сегодня зачастую жизнь просто-напросто заставляет заниматься каким-то иным делом, нежели то, к которому первоначально готовился человек.
У кого успешнее идет учебный процесс - у бывших технарей либо гуманитариев?
Бывает по-разному. Технари часто более успешны в дисциплинах с развитым математическим аппаратом, гуманитариям легче даются такие предметы, как психология, корпоративная культура и т.п. Надо сказать, что последние дисциплины также очень важны в плане подготовки банковского специалиста. Но в целом на этот вопрос нет однозначного ответа.
Относительно недавно в вашем институте была введена программа МВА. Это что, стремление освоить популярный ныне бренд либо придать качественно новый импульс образовательному процессу?
Мы уже говорили о втором высшем образовании, которое построено по классической схеме - лекции, семинары, где преподаются как теоретические, так и чисто практические дисциплины. Что касается МВА, то действительно в последние годы наблюдается резкий всплеск количества подобных программ. Каждый вуз, в том числе и имиджевых целях, стремится открыть программу МВА и привлекать на нее студентов. Но имидж - только одна из причин, причем не самая главная. На подобные программы есть высокий спрос со стороны слушателей. Программы МВА появились у нас в период трансформации советской экономики, перехода ее на рыночные рельсы, когда вместе с хозяйством необходимо было перестроить собственные знания, собственное мышление. Тогда и сформировалась потребность в радикально новом образовании, которое можно было бы применить на практике сразу после окончания учебного заведения.Именно таковой и является программа МВА. По ее окончании вы можете сразу активно встраиваться в работу. Специалист с дипломом МВА ценен прежде всего потому, что он учится смотреть на свое дело с управленческой точки зрения.
В последнее время в программах МВА намечается развитие более конкретной специализации. Управленцы готовятся не просто для бизнеса, а для его конкретной отрасли или направления, скажем, МВА-финансы и банки и т.п. Но это не значит, что мы учим лишь банковскому делу либо финансам. Главное заключается и в том, что люди получают не только специализированные знания, но и глобальное видение процессов в своей профессиональной сфере, причем на разных уровнях, начиная с коллектива и кончая страной и миром. Особенность программы МВА вообще и в нашем институте в частности состоит в том, что слушатели получают не только знания и навыки, но и понимание реальной ценности бизнеса и места человека в нем.
Каково соотношение в программе МВА теории и практики, на какой срок рассчитано обучение?
Программа МВА рассчитана на 2 года. Приблизительно четверть учебного времени приходится на теоретические дисциплины - экономическая теория, финансовая математика и другие. Безусловно, слушатели уже имеют о них представление, но тем не менее обязательно требуется определенное "напоминание". Второй блок - дисциплины, связанные непосредственно с банковским делом. А в конце идут спецкурсы по выбору самих слушателей, когда они уже определились, какое направление в рамках банковского дела является для них приоритетным.
Стоимость обучения по этой программе высокая, но, замечу, мы одни из немногих учебных заведений на российском рынке, которые предлагают подобное профи-образование в области финансов и банков. Стоимость программы обусловлена привлечением к ней самых квалифицированных преподавателей, больших затрат также требует подготовка авторских учебных пособий. Мы осуществляем постоянный контроль над учебным процессом, наши методисты регулярно присутствуют на занятиях, чтобы объективно оценить уровень преподавания. Немаловажен и международный фактор. Директор нашего института - выпускник Гарвардской школы бизнеса, мы активно используем ее наработки. Выпускникам выдается отечественный диплом, а также сертификат университета Inholland (Нидерланды), при поддержке которого и была разработана наша программа МВА и сертификат соответствия нашей программы аналогичным голландским программам, выдаваемый аккредитационным агентством Nuffic, Голландия. Кстати, наша программа - единственная в России программа МВА "Финансы и банки", сертифицированная в Евросоюзе.
Еще один важный фактор - зарубежные стажировки слушателей программы МВА. Недавно была организована стажировка в Германии, в одном из ведущих мировых банков "Дрезднер банк". Прорабатывается возможность организации стажировок также и в других странах.
Уникальность нашей программы МВА во многом определяется и формой занятий. В ней очень мало традиционной начитки лекций. Основной акцент делается на интерактивные методы. Слушатели ощущают себя составляющей учебного процесса, в любой момент они могут задать интересующий их вопрос либо поставить проблему. Идет постоянное живое общение с использованием тренингов, компьютерных игр, моделирования ситуаций. Например, преподаватель на занятии предлагает построить банк. Слушатели детально проигрывают эту ситуацию, в ходе семинара меняясь ролями. Затем задаются различные ситуации, в которые может попасть данный банк, например кризис. В такой, наиболее оптимальной для восприятия, форме преподаются необходимые слушателям знания. Немаловажен и строго соблюдаемый нами индивидуальный подход к каждому слушателю.
Ну и традиционный вопрос: каковы планы института на будущее?
Идей у нас масса. Например, есть план разработать программу МВА по инвестиционному банкингу. Таких программ на образовательном рынке еще нет. Важной задачей является и существенное расширение международных связей, чтобы дать слушателям возможность заниматься исследованиями в ведущих профильных центрах за рубежом. Планируем развивать корпоративные тренинги по заказам различных банков, причем с существенным расширением их тематики. В качестве одного из перспективных направлений намерены также развивать внутренний и внешний аудит. Главное, что мы будем делать, это расти, и расти как в качественном, так и в количественном аспектах.