• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Попечители в масштабе Министерство образования получило поддержку и подпорку от бизнеса и родителей

Вечерняя Москва. 2006. № 217. 23 ноября

...Руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал озабоченность тем, что качество образования и в средней школе, и в высшей здорово хромает.
- Отечественному бизнесу нужны грамотные специалисты, - сказал он. - Мы хотим вкладывать деньги в то, чтобы в учреждениях образования ученики получали знания, необходимые для работы в лучших российских компаниях. Собрание вполне может оказывать министерству помощь в формировании госзаказа на студентов...

У Министерства образования и науки РФ появился могущественный помощник, который планирует реализовывать национальный проект «Образование», защищать интересы, в том числе и финансовые, педагогов, собирать деньги на ремонт школьных зданий, следить за качеством образования, заниматься компьютеризацией школ, а также создавать по всей стране попечительские советы учебных заведений.

На прошлой неделе в Москве прошел учредительный съезд новой общественной организации - Всероссийского педагогического собрания. На него приехали 800 делегатов из 78 регионов России. Делегатами стали активисты родительских комитетов, члены педагогических коллективов, директора коммерческих предприятий, воротилы отечественного бизнеса, политики и даже губернаторы.
Идея создания Всероссийского педагогического собрания зародилась в их умах уже давно. Как рассказал губернатор Калмыкии Кирсан Илюмжинов, три года назад подобное объединение появилось в возглавляемой им республике. Под ее эгидой в каждой школе был создан попечительский совет с участием представителей бизнеса, городских администраций и родителей. Советы взяли на себя как хозяйственные заботы о благосостоянии средних учебных заведений, так и контроль над качеством образования. В результате почти 90 процентов выпускников школ Калмыкии стали поступать в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
- Кроме того, учителя работают у нас во всех законодательных органах республики, - сказал Кирсан Илюмжинов. - Они даже являются инициаторами некоторых законов. Например, по инициативе одной из учительниц мы готовим закон о поддержке молодых педагогов.
Видимо, столь впечатляющие успехи одного отдельного региона сподвигли общественность на то, чтобы создать Всероссийское педагогическое собрание. Формально его задачи, как отметил заместитель министра образования Владимир Фридлянов, те же, что и у Министерства образования и науки. То есть поддержка лучших школ и вузов страны, проведение реформы в системе образования, участие в формировании политики государства в области образования.
Однако общероссийское Собрание будет выполнять и еще одну, неподвластную федеральному министерству функцию: привлекать к решению проблем образовательной сферы представителей крупного бизнеса и создавать с их помощью попечительские советы.
Поддержав аплодисментами появление новой орагнизации, делегаты съезда начали давать ей «наказы». Так, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов посоветовал возродить преемственность начального, среднего и высшего образования. А также уделять больше внимания гуманитарным наукам, которые в отличие от технических преподаются далеко не самым лучшим образом.
Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий обозначил три первоочередные задачи Собрания. А именно: поднять престиж профессии учителя (он посоветовал приравнять статус учителя к статусу государственного служащего со всеми вытекающими отсюда льготами и возможностями); сохранить бесплатность образования; принять наконец-то Федеральный закон о поддержке региональных, городских, областных и школьных олимпиад. (Государственная Дума уже несколько месяцев не может завершить работу над этим документом. - М. П.)
- Хочется надеяться, что Собрание сможет установить контроль над сомнительными государственными решениями в сфере образования, - сказал ректор МГУ. - Ведь во многом благодаря общественным организациям, в первую очередь Российскому союзу ректоров, удалось настоять на существенной корректировке законопроекта о Едином государственном экзамене.
Руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал озабоченность тем, что качество образования и в средней школе, и в высшей здорово хромает.
- Отечественному бизнесу нужны грамотные специалисты, - сказал он. - Мы хотим вкладывать деньги в то, чтобы в учреждениях образования ученики получали знания, необходимые для работы в лучших российских компаниях. Собрание вполне может оказывать министерству помощь в формировании госзаказа на студентов.
По мнению руководителя Всероссийского педагогического собрания, депутата Государственной думы Валентины Ивановой, организации следует выстроить четкую систему помощи школе, то есть сосредоточиться на создании в каждом среднем учебном заведении попечительских советов.
- В эти советы могут входить представители муниципальной власти и коммунальных служб, руководители местного бизнеса, педагоги. Но главными действующими лицами в этих советах должны стать родители школьников. Потому что они больше всего заинтересованы в том, чтобы их детям было комфортно в классах, - сказала Валентина Иванова. - Если у школы покосилось крыльцо или протекает крыша, вовсе не обязательно ждать, когда здание поставят на капитальный ремонт. Попечительский совет найдет возможность решить проблему, используя финансовый или административный ресурс.
В Центральный совет Всероссийского педагогического собрания вошли 80 человек. Возглавляют его учитель Шалва Амонашвили и депутат Госдумы Валентина Иванова. До конца этого года во всех регионах России появятся местные отделения педагогического Собрания. Задача создания при школах попечительских советов должна быть решена к весне 2007 года. Согласно уставу Собрания, его съезд будет проводиться не реже, чем один раз в два года.

Справка «ВМ»
В России 36 миллионов человек, то есть почти 9 процентов населения, заняты в системе образования. Если в 2000 году на эту социальную отрасль из федерального бюджета выделялось 46 млрд рублей, то в 2006 году эта сумма составила уже 215 млрд. О величине образовательного бюджета на 2007 год говорить рано, однако ассигнования на национальный проект планируется увеличить на 70 процентов.