• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Директор Центра развития общего образования ГУ-ВШЭ Анатолий Пинский: "Закон будет способствовать легализации коммерческой деятельности учебных заведений"

Первое сентября. 2006. № 22. 25 ноября

Закон дал образовательным учреждениям возможность самостоятельной хозяйственной деятельности. Но никакого практического опыта, ни положительного, ни отрицательного, в этой области пока еще не накоплено.
Если же говорить о возможных рисках - все они предусмотрены законодателями и сведены к минимуму.
Коммерциализация социальной сферы, которой пугают противники закона, зависит не от новых организационно-правовых форм, а от спроса населения на те или иные образовательные услуги. Этот спрос ограничен платежеспособностью граждан. И сам по себе закон никаких новых ресурсов для ее повышения, к сожалению или к счастью, не содержит.

- Закон дал образовательным учреждениям возможность самостоятельной хозяйственной деятельности. Но никакого практического опыта, ни положительного, ни отрицательного, в этой области пока еще не накоплено.
Если же говорить о возможных рисках - все они предусмотрены законодателями и сведены к минимуму.
Коммерциализация социальной сферы, которой пугают противники закона, зависит не от новых организационно-правовых форм, а от спроса населения на те или иные образовательные услуги. Этот спрос ограничен платежеспособностью граждан. И сам по себе закон никаких новых ресурсов для ее повышения, к сожалению или к счастью, не содержит.
Объемы бюджетного финансирования, их сокращение или увеличение, также зависят не от данного закона, а от политической воли руководителей государства, регионов, от реальных возможностей бюджета.
Я однозначно не согласен с идеей профсоюзов исключить из-под юрисдикции закона школы и детсады.
Свою позицию они аргументируют следующим образом: "Объем финансирования АУ согласно закону определяется договором между учредителем и учреждением. И договор этот может быть составлен не в пользу учреждения... "
Это верно. Но разве сегодня образовательное учреждение не финансируется учредителем просто по смете? Какие сегодня есть здесь гарантии, которые в форме АУ теряются?
Кроме того, профсоюзные деятели видят причину многих бед в том, что у нас сегодня отсутствуют "федеральные нормативы финансирования" , могущие, по их мнению, "установить некую общую планку обеспечения школ и детских садов". На мой взгляд, такие нормативы не нужны: они будут либо нереальными, либо искусственно заниженными, рассчитанными по самому минимуму.
Но в любом случае возражения оппонентов не дают ответа на вопрос: почему положение образовательного учреждения непременно ухудшится, если оно поменяет организационно-правовую форму?
Вообще пора переходить от идеологических, политизированных споров на эту тему к конкретной работе и осмыслению ее результатов.
Не сомневаюсь, что часть вузов и школ уже сегодня готовы стать автономными учреждениями. Об этом свидетельствуют, в частности, даже голосования в интернете.
Правы "новаторы" или "консерваторы" - рассудит время.
Очевидно и то, что в статусе нынешнего бюджетного учреждения школам, ПТУ, техникумам, вузам крайне сложно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и зарабатывать деньги. Не исключено, что они по-прежнему будут стремиться прятать свои доходы в тень.
Поэтому можно предположить, что новый закон будет способствовать легализации коммерческой деятельности учебных заведений.