• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надежды юношей...

Прямые инВЕСТИции. 2007. № 3. 16 марта

...Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), говорил, что размеры теневого сектора в образовании составляли в 2001 году около $1 млрд. За пять лет, к 2006 году, по данным ГУ ВШЭ, размеры теневого сектора превысили $3 млрд. в год...
...Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования, отмечает: «Качество высшего образования в стране падает. По рейтингу The Times Higher Education Supplement, Московский государственный университет в 2006 году занял 93-е место, потеряв за год 14 позиций. А следующий российский вуз в этом рейтинге — Санкт-Петербургский университет — стоит в пятой сотне»...

9 февраля президент Путин подписал Федеральный закон № 17, который вводит в нашей системе образования обязательный единый государственный экзамен [ЕГЭ). Этот закон повлияет на экономику высшей школы. Вузы лишатся значительной части «серых» и «черных» доходов, которые они зарабатывают на подготовке абитуриентов. Есть надежда, что результатом будет укрепление научной работы вузов и повышение качества образования.

Тень упала на наше образование
Образование — очень консервативная сфера общественной жизни. Пвремены в ней происходят чрезвычайно медленно. Как правило, всякое новшества встречает колоссальное сопротивление —то ли административное, то ли профессионально-педагогическое, то ли общественное. Основы нашей школы, по существу, заложил в 1930 году «великий вождь и учитель товарищ Сталин». Постановление ЦК ВКП [б) «О педологических извращениях в системе Нарком-проса» надолго отвернуло советскую школу от пути, по которому развивалось образование во всем мире. У нас сложилась система, не похожая ни на какую другую, Это отличие можно продемонстрировать на простом примере.
Задача: потерпел крушение корабль, на котором находились 22 члена экипажа. Сколько надо шлюпок, чтобы спасти людей, если в каждую шлюпку помещается 5 человек? Советский [и российский] школьник ответит — четыре, европейский — пять. Потому что если 22 разделить на 5 получается четыре и две пятых. Округляем и получаем четыре. Что двое утонут — это неважно. Европеец, помешанный на безопасности, потребует пять шлюпок: пусть останутся лишние места, зато будут спасены все. Такое различие исходит из того, что сталинское постановление ставило главной задачей советской школы «изучение основ наук». А в Европе и Америке главной задачей ставят развитие мышления детей.
Интересно, что образование в царской России на первое место ставило вопросы воспитания нравственности, на второе —умение мыслить, рассуждать и лишь на третье — знания. Целью образования считалось воссоздание образа Божия в человеке, собственно, об этом напоминает сам корень слова «образование».
Современная российская школьная система отличается и от дореволюционной, и от зарубежной. Мы говорим сейчас не об отдельных талантливых ребятах, которые побеждают на международных олимпиадах или хорошо себя показывают в школах системы International Baccalaureate [Система, объединяющая 90О школ в разных странах, выпускники которых поступают в университеты 110 стран мира. В России есть одна такая школа — Московская экономическая школа. Российские вузы дипломы International Baccalaureate не признают]. Речь о десяти миллионах обычных школьников в обычных российских школах. В 2000 году международная организация Program for International Student Assesment (PISA) замерила по своим методикам уровень образования в российских школах. Мы оказались на 37-м месте. Важнейший вывод из этого исследования таков: наши школьники «слабо владеют умениями организовывать собственное познание, управлять познавательным процессом». Грубо говоря: в мире, где печатается огромное количество литературы, где есть Интернет и множество других источников знания, мы пользуемся единственным — школьным учебником. Для сравнения: школы, включенные в систему International Baccalaureate, приобретают каждый год литературу на сумму $10 тысяч.
В 1985 году в СССР возникло движение педагогов-новаторов, его вдохновителем был главный редактор «Учительской газеты» Владимир Матвеев. Конечно, горстка учителей, ставивших целью обучения развитие ребенка, а не изучение «основ», не могла сдвинуть с места трехмиллионную армию учителей школ и преподавателей вузов. Но, по меньшей мере, они расшатали единообразие советского образования. Педагоги и родители поняли, наконец, что все дети — разные. У них разные способности, разные склонности. Будущей балерине Большого театра никогда в жизни не пригодятся тригонометрические функции, а будущему авиаконструктору не надо забивать голову метафорами и парцеляциями, И когда в 1989 году появились профильные классы [математические, гуманитарные, естественно-научные] и разные общеобразовательные школы (гимназии, лицеи и т.д.) — это было несомненным достижением.
Но на переходе из школы в вуз серьезной преградой стаяли вступительные экзамены. В 1980-х — начале 1990-х годов обычный выпускник школы еще мог самостоятельно подготовиться и сдать экзамены в Плехановскую академию или в Бауманский университет. Максимум — хватало подготовительных курсов. Тогда конкурсы в вузы были небольшие, престиж высшего образования невысок. А начиная с 1997 года конкурсы стали расти, требования вузов к абитуриентам ужесточались. Причем ректоры на вопрос «А что нужно знать, чтобы к вам поступить?» отвечали: «Мы не требуем ничего сверх школьной программы».
Вузовские преподаватели прекрасно понимали, что подготовка ребят по физике и математике в московском лицее № 1531 гораздо выше, чем, например, в гимназии № 45. Где-то с 1995 года в Москве и других вузовских центрах появились «договорные школы», в которых вузовские преподаватели готовили ребят к поступлению. Буйным цветом расцвело репетиторство. Потому что были вузовские преподаватели, которые точно знали, что будут спрашивать на вступительных экзаменах. И родители были готовы платить любые деньги, лишь «поступить» ребенка в вуз. Тогда же начали развиваться курсы довузовской подготовки — в престижных университетах они были и раньше, а теперь подготовкой к вступительным экзаменам занялись практически все вузы. Причем резко изменилось содержание подкурсов. Они не восполняли, как раньше, пробелы в знаниях абитуриентов, а натаскивали их на экзамены. Но преподаватели подкурсов знали приблизительно темы, которые надо изучить для вступительных экзаменов, а потому и денег с абитуриентов брали меньше, чем репетиторы, гарантировавшие поступление. Надо заметить, что в некоторых университетах ребят, занимавшихся на подкурсах, зачисляли уже в апреле, устраивая для них отдельные «пробные экзамены». Но эту лазейку скоро прикрыли.
Наконец, в 2000-2001 годах всем стало ясно, что, имея только школьные знания основ наук», поступить в университет невозможно. Этот разрыв между школьным обучением и требованиями вузов на вступительных испытаниях стал основой для формирования теневой экономики в образовании. Мы называем этот сектор «теневым», потому что родительские деньги, уплаченные за подготовку детей в университет, идут в карман преподавателю и с них не платятся налоги. Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), говорил, что размеры теневого сектора в образовании составляли в 2001 году около $1 млрд. За пять лет, к 2006 году, по данным ГУ ВШЭ, размеры теневого сектора превысили $3 млрд. в год. По нынешнему курсу это составляет более 80 млрд. руб. Для сравнения: сумма, выделяемая государством в качестве поддержки лучших вузов в рамках национального проекта «Качественное образование», равна 10 млрд. руб. в год. Добавим, что бюджетное финансирование высшей школы растет из года в год. В 2007 году оно достигнет 214 млрд. рублей.

Сколько стоит учеба в вузе?
В 1993 году по Закону о высшем образовании государственным вузам разрешили создавать места для платного обучения студентов. Эта мера была вызвана новыми экономическими условиями. В 1990-х годах государство выделяло на обучение одного студента от 1,7 тыс. до 7 тыс. руб. в год (в ценах 1 999 года). Этих денег едва хватало на мизерную зарплату профессорско-преподавательского состава. Например, профессор, академик в Московском химико-технологическом университете имени Менделеева получал в 2000 году 8 тыс. руб. в месяц. Содержать научную базу и вести научные исследования на эти деньги было невозможно. В 2004-2005 годах были приняты законы об автономных организациях и о целевом некоммерческом капитале. Первый позволил вузам оставлять на своих счетах все, что они зарабатывали (научной работой, подготовительными курсами, платным обучением и т.д.). Второй — пользоваться другими внешними финансовыми поступлениями и пожертвованиями.
В 1993 году Законом о высшем образовании была установлена норма, согласно которой государственные вузы имели право переводить на платное обучение не более 20% учебных мест. Но со временем число бюджетных мест постоянно сокращалось: в 2005 году их стало меньше на 7%, в 2006-м— на 8%. В прошлом году соотношение бюджетных и платных мест составляло 50:50, в нынешнем число бюджетных мест будет сокращено еще на 10%.
Одновременно росла цена платного обучения. В 2001 году стоимость учебы в МГИМО составляла $5 тыс. в год, в 2006 году — $10 тыс. В нынешнем учебном году цены в престижных московских вузах колеблются от $8 тыс. до $10 тыс. В лучших провинциальных вузах цена учебы выросла с $1 -2 тыс. до $3-5 тыс. в год. Соответственно увеличилась и стоимость поступления на бюджетные места (либо в виде платы репетиторам, либо в виде взяток за включение в так называемый «список деканата») — она примерно равна годовой цене учебы.Справедливости ради отметим, что для особо талантливых ребят сохраняются шансы внеконкурсного зачисления. Это касается победителей Всероссийских предметных олимпиад, участников сборных команд Российской Федерации и победителей вузовских предметных олимпиад. На это лишь очень маленькая часть из более миллиона студентов, которых вузы примут на первые курсы.
Всего в России в нынешнем году в государственных вузах на бюджетных местах обучается около 3 млн. студентов, на платных — 2,98 млн. Причем все они — и те, кто поступает на бюджетные места, и те, кого определяют на платные, — сдают вступительные экзамены. Тот, кто идет на платное место, сдав вступительные, еще и платит за учебу, потому что недобрал 1-2 балла. А тот, кто набрал нужные баллы, тоже платил, но не в кассу, а репетиторам.
Ситуация дошла до абсурда. Зачем дети летом два разу пишут сочинение по русскому языку: в июне — в школе, в июле — в вузе? Дважды сдают математику, физику, химию и т.д.? Ведь ректоры же говорят: «Ничего, кроме школьной программы». Или не доверяют школьным оценкам? Им и впрямь доверять трудно. В 2004 году больше всего «золотых медалистов)) среди регионов России выпустили школы Республики Адыгея. После этого льготы «медалистам» при поступлении в вузы отменили.
Ни в одной развитой стране нет вступительных экзаменов в университеты. Результаты школьных выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в высшую школу. В США — это экзамен SAT-1, в Великобритании A-level, в Германии — Abiturprufung. Даже в странах Балтии ввели свои национальные экзамены, по результатам которых при ни мают детей в университеты. Кстати, так было и в царской России — выпускники гимназии «записывались» в университет.
Что же касается платы за обучение... В США учеба платная. В Великобритании платят за обучение частично студенты, частично — государство. В Германии и Франции учатся за государственный счет. Но во всех странах есть огромное количество фондов, грантов, кредитов, стипендий и т.д., которые студент может легко получить на время учебы. Американские ребята, если у родителей нет денег, зарабатывают себе на учебу за три года службы в армии.Все дело в том, как относиться к студентам: видеть в них источник дохода или будущее экономики и культуры своей страны. Американские и британские университеты берут с иностранцев плату $10-15 тыс. в год. Но скажите, почему наши государственные вузы уже почти такие же деньги берут со своих сограждан?
На эти вопросы нет ответов.
В Государственной думе уже два года лежит законопроект об образовательных кредитах, подготовленный при участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации российских банков и Государственного университета — Высшей школы экономики. Но вряд ли до этого проекта дойдут руки у нынешнего состава депутатов. О том, каково сегодня положение с образовательными кредитами, рассказывает директор Управления кредитования частных клиентов Сбербанка России Надежда Никитенко [с.36].
Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования, отмечает: «Качество высшего образования в стране падает. По рейтингу The Times Higher Education Supplement, Московский государственный университет в 2006 году занял 93-е место, потеряв за год 14 позиций. А следующий российский вуз в этом рейтинге — Санкт-Петербургский университет — стоит в пятой сотне».

Неизбежность ЕГЭ
Исправить положение может только введение национальной системы оценки знаний выпускников школ. Такая задача была поставлена в «Концепции модернизации российского образования», утвержденной правительством РФ в 2000 году. Концепция предполагала введение единого государственного экзамена [ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств [ГИФО]. Деньги на разработку экспериментальных материалов и проведение эксперимента выделил Мировой банк. За дело взялась группа школьных педагогов и вузовских препоподавателей во главе с бывшим министром образования РФ Владимиром Филипповым. Был создан Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который разабатывал контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ (КИМ).
Идея ЕГЭ простая: все выпускники сдают этот экзамен и ко всем предъявляются одинаковые требования. Вводится 100-балльная оценка знаний. КИМы состоят из заданий трех уровней. Уровень «А» — простые задания, на которых выпускник может набрать до 30 баллов («тройка»). Уровень «В»—задания более сложные («четверка»). И уровень «С» самый сложный—до 100 баллов («пятерка»). ЕГЭ проводится в форме компьютерного тестирования. Результаты обрабатываются в Федеральном центре тестирования.
Вступительные экзамены в вузах отменяются. Вузы принимают у выпускников школ результаты ЕГЭ и по набранным баллам проводят рейтинг абитуриентов. Более подробно об этой системе рассказывает Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (с.32).Предполагалось, что каждый Выпускник вместе с документом об окончании школы получает и ГИФО. То есть государство передает в вузы за обучение каждого студента некоторую сумму денег. Суммы не одинаковые. Тем, кто получил на ЕГЭ от 80 до 100 баллов, выдавалось бы ГИФО уровня «А». От 60 до 80 баллов — ГИФО уровня «Б». От 40 до 60 баллов — ГИФО уровня «В». И от 20 до 40—ГИФО уровня «Г». Например соответственно 40 тыс. руб., 30 тыс., 20 тыс. и 10 тыс. руб. в год.
Противников новой системы было множество — среди как школьных учителей, так и вузовских преподавателей. В 2001 году эксперимент начали в четырех регионах страны. В 2007 году ЕГЭ не принимали только три региона — Чеченская Республика, Приморский край и Нижегородская область. В Чечне ЕГЭ не проводится из соображений безопасности школьников. Приморский край будет проводить ЕГЭ в этом году. Ну, а Нижегородская область пока не сдается — там очень «принципиальный» министр образования.
Государственная дума 30 января 2007 года приняла, а президент РФ Владимир Путин подписал закон N 17-ФЗ « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответствии с которыми государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена.
Конечно, повсеместное введение ЕГЭ с 2009 года отразится на экономике высшей школы. В первую очередь вузы лишатся значительной части «черных)? и «серых» доходов, которые они получают за подготовку абитуриентов к вступительным экзамена. Но они могут принимать более активное участие в подготовке ребят к ЕГЭ. И это очень важный момент. Потому что ученики 10-11-х классов пойдут теперь на подготовительные курсы, где их будут лучше готовить к ЕГЭ. А не туда, где готовят к своим вступительным. А это значит, что среди вузовских подкупов развернется конкуренция, и главную роль в ней будет играть качество знаний.
Также развернется конкуренция между вузами за лучших выпускников школ. Одновременно расширится перечень предметных олимпиад, победители которых будут зачисляться в университеты без экзаменов. При этом законодатели все же не решились полностью сломать нынешнюю систему приема в вузы. Они оставили право проводить дополнительные вступительные испытания вузам культуры, спорта и ряду других. Испытания по творческим специальностям (музыканты, актеры, художники, архитекторы и т.д.), разумеется, нужны. Творческие вузы даже рады ЕГЭ —им не нужно возиться с экзаменами по русскому и математике. А вот что касается «ряда других вузов», то здесь весной развернется нешуточная борьба. Перечень таких вузов и специальностей будет утверждаться правительством РФ. Как докажет, например, Государственный университет управления необходимость дополнительных испытаний, трудно себе представить. Но бороться они будут.
Можно только сожалеть, что идею ГИФО похоронили. Также, как и закон об образовательных кредитах. Без этого закон о ЕГЭ выглядит лишь первым и достаточно робким шагом на пути оздоровления российской высшей школы. Этот путь будет долгим и трудным. Подъем качества обучения в российских вузах крайне необходим. А для этого нужно переориентировать преподавателей с репетиторства на научную работу. Чтобы преподаватели «с колес» знакомили студентов с результатами своих исследований, а не читали им вслух страницы учебников. Вузам надо накопить материальную базу для развития науки. Государство обязано выделять на это немалые средства. Содержание образования в высшей школе должно соответствовать потребностям экономики, и не сегодняшним, а забегать вперед хотя бы на пять лет. Все-таки главный вопрос пока остается открытым: сколько и каких специалистов нужно российским предприятиям, банкам, торговым сетям, транспорту и другим отраслям. Об этом мы поговорим в майском номере нашего журнала, когда представим наш рейтинг вузов, составленный по отзывам руководителей предприятий.