• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деньги на вуз

Прямые инВЕСТИции. 2007. № 3. 16 марта

...Четыре года назад ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорил, что теневой оборот составлял около $1 млрд. и растет быстрее, чем бюджетное финансирование. По нашим подсчетам, цифру надо, по меньшей мере, утроить, хотя бы потому, что за это время не было сделано ни одного шага по ограничению теневой деятельности в сфере образования...

Государство увеличивает финансирование высшего образования. Стоимость обучения в вузах повышается. Но растет и теневая сторона. Репетиторство стало прибыльным бизнесом преподавателей, который отвлекает их от научной работы.

Закон о ЕГЭ — один из самых серьезных, влияющих на экономику высшего образования. За последние годы значительно увеличилось государственное финансирование высшего образования. Если в 2000 году на текущие расходы высшей школы выделялось 22,5 млрд. руб., то в 2003 году — уже 56,8 млрд, руб., а в 2006-м —161,7 млрд. руб., включая и военные вузы. Планы на 2О07 год впечатляют — уже 214 млрд. руб. только за счет федерального бюджета, не считая расходов на капитальное строительство и другие инвестиции. В последние годы были приняты еще два документа, влияющие на экономику вузов. Это закон об автономных учреждениях - многие сильные вузы перейдут в эту категорию и получат возможность оставлять у себя все, что они зарабатывают. И также закон о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций (сформированных за счет пожертвований). Все три закона, хоть и носят половинчатый характер, все же позволяют укреплять финансовую самостоятельность вузов. Добавим к этому гранты, которые получают институты в рамках национального проекта «Качественное образование». В прошлом году 17 вузов получили такие гранты, а в нынешнем их будет еще 20. Размер каждого гранта в среднем—около полумиллиарда рублей, это серьезные деньги для вузов.
Выросли зарплаты преподавателей. По «белым» доходам ректоры вузов сегодня относятся к высокооплачиваемой группе населения, их заработок нередко превышает «белую» зарплату министра. Другое дело, что пока еще велик разрыв между «белыми» зарплатами руководителей вузов и рядовых преподавателей. Значительная часть преподавателей занимается репетиторством и натаскиванием абитуриентов к вступительным экзаменам. Фактически репетиторствующие преподаватели вузов живут небедно. Многие из них могут позволить себе покупку и автомобиля, и даже квартиры, и отпуск за границей. Это стиль жизни состоятельных людей, и очень хорошо, что наши преподаватели в этом похожи на своих европейских коллег. Но надо отдавать себе отчет в том, что это — теневая экономика высшего образования.
Те преподаватели, которые не занимаются репетиторством, такой стиль жизни себе, увы, позволить не могут. Четыре года назад ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов говорил, что теневой оборот составлял около $1 млрд. и растет быстрее, чем бюджетное финансирование. По нашим подсчетам, цифру надо, по меньшей мере, утроить, хотя бы потому, что за это время не было сделано ни одного шага по ограничению теневой деятельности в сфере образования. Экономика потому и теневая, что движется в одном направлении с «белой». В начале 2000 года мы считали, что обучение студента в престижном вузе стоит около $25 тыс. за 5-летний курс. Сейчас стоимость выросла до $8 и даже $10 тыс. в год. То есть с учетом двухлетней магистратуры обучение может обойтись в $50-60 тыс. Это заметно и по образовательным кредитам. Сбербанк давал займы без обеспечения на 750 тыс. руб. и этого хватало на весь курс обучения. Сейчас едва хватит на бакалавриат в ведущих вузах.
Растут и размеры теневой экономики. Увеличиваются цены репетиторов. Говорят, ленивый репетитор зарабатывает сегодня за месяц 100 тыс. руб. А неленивый берет за одно занятие от полугора до четырех тысяч рублей. И у всех—свои программы, рассчитанные на 30-32 недели. И спрос на репетиторов постоянно растет. Однако этот весьма доходный бизнес составляет серьезную конкуренцию научной работе в вузе. Можно понять преподавателей. Им не хотелось расставаться с престижным местом работы, хотелось остаться в творческой, демократичной академической среде, и не превращаться при этом в «новых нищих». Но мы получили странный эффект.
Наука развивается. Приходят новые образовательные технологии — модульная система построения учебного плана, система учебных кредитов, увеличивается доля самостоятельной работы студентов. Тем не менее многие вузы не успевают за этими нововведениями и мы по-прежнему видим «говорящие головы», которые пересказывают студентам материалы учебников.В результате качество высшего образования в стране падает. По рейтингу The Times Higher Education Supplement, МГУ в 2006 году занял 93-е место, потеряв за год 14 позиций. А следующий российский вуз в этом рейтинге — Санкт-Петербургский университет — стоит в пятой сотне.
Одна из задач ЕГЭ — отвлечь преподавателей от репетиторства и ориентировать их на научную работу. К сожалению, Государственная дума приняла этот закон в «мягком» варианте. Вузы сохраняют за собой право оставить один или два вступительных экзамена, а творческие вузы могут проводить и больше вступительных экзаменов по специальности. Например, в МАРХИ, как и прежде, будут принимать рисование головы, рисование композиции и черчение. Но зато русский язык и математику там уже в этом году абитуриентам можно не сдавать, а представить свои результаты по ЕГЭ.
Многие вузы борются за эти один-два вступительных. Они говорят, это им необходимо для того, чтобы «посмотреть в глаза абитуриентам». Но никто из тех, кто потом этих ребят обучает, в глаза им на вступительных экзаменах не смотрит. Потому что одни преподаватели принимают вступительные — а другие потом обучают. И нередко бывает так, что экзаменаторы на вступительные приходят либо с других факультетов, либо вообще из других вузов — для того чтобы снять обвинения в коррупции. И все эти споры ведутся лишь для того, чтобы защитить репетиторство.
ЕГЭ сильно подорвет теневую экономику высшего образования, но не искоренит. Потому что уже сейчас часть преподавателей переквалифицируется на платную поддержку неуспевающих студентов. Если абитуриент платит за то, чтобы учиться, тс нерадивый студент — за то, чтобы не учиться. Это плохой признак. Натаскивать на ЕГЭ вузовские преподаватели не смогут. Здесь нужно не натаскивать, а готовить учеников к экзамену. Школа сделает это лучше. Пусть контрольно-измерительные материалы [КИМ] ЕГЭ совершенствуются из года в год, но их типы учителям известны. И они уже с 8-го класса начинают под них подстраивать свои программы. Москва ввела обязательный ЕГЭ по русскому языку. И надо сказать, что мы не заметили какого-то бума платных занятий по подготовке к ЕГЭ. Возможно, отдельные факты и были, но в основном учителя с этой задачей справляются в рамках школьного урока. Многие школы ввели в 11-м классе преподавание русского языка, при этом бесплатно.
Даже неполная отмена вступительных экзаменов поможет привлечь вузовских преподавателей к тому, чем они должны заниматься. В первую очередь — освоением новых образовательных технологий. Перед российской высшей школой стоит важнейшая задача — разработка стандартов высшего образования нового поколения. Работа идет медленно, работодатели не всегда могут четко сформулировать, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник вуза. Наше образование становится неконкурентоспособным. Я уже упоминала рейтинг The Times Higher Education Supplement. Китай поставил задачу вывести хотя бы один университет в число двадцати лучших и решили ее за три года — сейчас Пекинский университет занимает 17-ю строчку в рейтинге. Еще четыре китайских вуза в первой сотне. Вместе с ними — пять австралийских, четыре голландских, немецкие, французские... И, как всегда, большую часть занимают американские и британские университеты.
У этих лучших вузов, кроме досок с мелом и тряпкой, есть мощная научная база, современнейшие библиотеки. Университетские ученые ведут научные исследования и читают студентам курсы «с колес», не дожидаясь публикаций. Они рассказывают студентам о том, над чем работают в данный момент, и студенты участвуют в исследованиях на самых передовых рубежах науки. Российские вузы получают от государства большие деньги, направляемые в первую очередь на развитие научной базы, и мы хотим, чтобы лучшие преподаватели наконец занялись тем, чем они должны заниматься, — научной работой, а не натаскиванием школьников к вступительным экзаменам. Репетиторство убивает в ребятах тягу к усвоению новых знаний, к инновационному поиску. Наши ученики 11-х классов забиты, перегружены, классы рассыпаются, нет дружбы, нет коллективов. Это же лучшее время в жизни человека, которое можно использовать для другого. Школьники думают только о том, как успеть добежать до занятий в другой район города. Я надеюсь, что ЕГЭ покончит с этим бегом наперегонки со временем и своим здоровьем.
Предстоит решить еще одну важную проблему—оптимизировать бюджетные места в вузе. Сейчас в нашей стране 215 мест на 10 тыс. человек. Норма, записанная в Закон о высшем образовании, — не менее 170. Минобрнауки совместно с Рособразования сократили в 2005 году 8% бюджетных мест, в 2006-м — 9%. В частности, это коснулось металлургических специальностей, специальностей по системам вооружения, а также технологиям продовольственных продуктов и потребительских товаров. В скором будущем это может коснуться и педагогических специальностей. В России за счет средств федерального бюджета выпускают ежегодно более 120 тыс. педагогов при потребности в 40 тыс. В энергетике выпуск специалистов тоже в три раза превышает потребности отрасли. Здесь требуется реструктуризация. При этом надо остающиеся учебные места оснастить современным оборудованием, учебными материалами. Мы за то, чтобы стоимость каждого учебного места была выше. В то же время сейчас увеличилось число мест на таких специальностях, как автоматика, управление, землеустройство, — они имеют спрос на рынке труда. При подготовке ЕГЭ мы думали и о том, чтобы избавиться от неэффективного расходования денег. Это деньги и семей, и государственные. Задача сохранения интеллигенции была и остается, без воспитания элиты страна не сможет существовать. Но деньги должны работать эффективно.