• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурс отменяется В этом году число абитуриентов примерно сравнялось с количеством мест в системе высшего образования.

Огонек. 2007. № 38. 17 сентября

Сегодня многие вузы заявляют, что у них был конкурс 15—20 человек на место. Я таких конкурсов не видел. Полагаю, что это не более чем пиар, рассчитанный на будущий торг с министерством: вот мы какие популярные. Дело в том, что ни один вуз, кроме ГУ ВШЭ, не публикует списки людей, подавших заявления.

В этом году число абитуриентов примерно сравнялось с количеством мест в системе высшего образования. Это вынуждает государство и общество определиться: идем ли мы к полностью платному высшему образованию либо вузы будут принимать всех, кто сдал ЕГЭ и хочет продолжать учебу

Количество выпускников школ в этом году составило чуть более 1,1 млн человек. Это меньше, чем число мест на первых курсах всех вузов России. Но из 1,2 млн мест около 600 тысяч бюджетных, остальные платные.

В нынешнем году в вузы поступала и какая-то часть выпускников прошлых лет, у нас в ГУ ВШЭ они составили примерно 12 процентов абитуриентов. Можно сказать, что соотношение числа абитуриентов и бюджетных мест в этом году было равно 2:1. Таким в этом году был конкурс в среднем по стране. Но, конечно, он был разным в разных вузах и на разные специальности.

Мы видим, что абитуриенты начинают собираться вокруг сильных вузов. В них конкурс был традиционно высоким—4—5 и более человек на место. Остальные были вынуждены брать всех подряд. По экспертным оценкам, доля таких вузов примерно 70 процентов. Нередко вузы зачисляли абитуриентов с двойками по ЕГЭ.

Де-факто сложилась нежизнеспособная смешанная платно-бюджетная система. Нужно определяться: либо переходить к американской (платной), либо к европейской—то есть принимать на бюджетной основе в вузы всех, кто сдал ЕГЭ и хочет продолжать образование. Свободное поступление в университеты содержит одну опасность. Я знаю, например, по Голландии. Там после первого курса примерно половина студентов уходит, некоторые забирают документы даже в течение первого месяца занятий. Потому что понимают, что они не то выбрали, и на следующий год делают более осознанный выбор. Но у них это легко—армия им не грозит, денег они практически не платят. Мы к этому пока не готовы. Но думать об этом надо.

Сегодня многие вузы заявляют, что у них был конкурс 15—20 человек на место. Я таких конкурсов не видел. Полагаю, что это не более чем пиар, рассчитанный на будущий торг с министерством: вот мы какие популярные. Дело в том, что ни один вуз, кроме ГУ ВШЭ, не публикует списки людей, подавших заявления.

Можно было бы, как и раньше, рассчитать конкурс так: разделить количество подавших заявления на количество бюджетных мест. Но абитуриент сегодня имеет право подавать заявления сразу в несколько вузов (известен случай, когда один абитуриент подал документы более чем в 80 вузов). Фактически абитуриент сдает экзамены в одном университете (или не сдает вовсе) и создает видимость конкурса в нескольких других.

В такой ситуации невозможно четко определить проходной балл. Раньше было просто: 150 бюджетных мест и столько же абитуриентов, расположенных в списке по порядку убывания баллов, и по последнему абитуриенту определялся проходной балл.

Традиционно это было сигналом для абитуриентов: если проходной балл высокий, значит, надо кому-то "заносить", а если низкий—значит университет "слабый".

Теперь все смешалось. Добавим, что кроме "обычных" абитуриентов, есть еще льготные. Это победители предметных олимпиад, поступающие без экзаменов, действительно сильные ребята, за которых идет борьба между вузами. Есть медалисты, которые сдают один профилирующий экзамен. А с введением ЕГЭ медалист может представить отличный результат—и его обязаны зачислить. Тем более что вузы заранее объявляют, какое количество баллов у них будет считаться пятеркой. Есть и другие льготные категории абитуриентов, которые подают документы, не всегда четко осознавая свой выбор. В некоторых вузах бюджетные места бывают заняты еще до начала вступительных экзаменов.

Так называемые сильные вузы скрывают ситуацию как только могут. Между ними развернулась реальная борьба за абитуриентов, получивших высокие баллы по ЕГЭ. Ряд вузов, в том числе и МГУ, проводят вступительные раньше других. Другой ход—вузы стараются как можно раньше подвести итоги. Или проводят дополнительные собеседования с абитуриентами, ставят человека перед выбором: мы тебя принимаем, а в другом вузе твое поступление еще под вопросом. Это создает излишне нервозную ситуацию для поступающих.

В некоторых вузах говорят, что на вступительных экзаменах отбирают талантливых студентов. Это ложь. Из миллиона студентов талантливых может быть тысяча, не больше, и все они проходят через олимпиады. Мы можем на вступительных отобрать лишь тех, кто способен учиться в вузе.

Что касается того, как лучше готовиться к поступлению в вуз, то пока все осталось без изменений. Опасения, что ЕГЭ переориентирует рынок репетиторства на школьных учителей, не оправдались.

Я думаю, что высшее образование как система не может состоять только из элитных вузов. Вузы неизбежно должны быть разными по уровню. И абитуриенты должны иметь четкое представление, в какой именно университет они могут поступить со своими баллами по ЕГЭ.

Абитуриентам будущего года я хотел бы посоветовать одно: выбирать вуз по силам и интересам. Посмотрите заранее учебный план факультета, на котором вы будете учиться, какие предметы и в каком объеме будете изучать. Они во всех университетах разные. У хороших вузов все эти материалы есть в интернете.

И постарайтесь понять, ваш ли это факультет, интересна ли вам эта профессия и сможете ли вы ей обучиться.