• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Академии наук обсудили новые учебники истории

Известия. 2007. № 170. 19 сентября

— Увы, в нынешних учебниках история России за последние 15 лет показана очень коротко, как послесловие к истории СССР, — сказал в одном из интервью профессор Леонид Поляков.

Вчера в Российской академии наук прошло совещание Академической образовательной ассоциации гуманитарного знания президиума РАН. Главной темой обсуждения стали учебники новейшей истории и обществознания.

В следующем учебном году российские школьники будут изучать новейшую историю и обществознание по новым учебникам. Они еще не изданы, но уже существуют два пособия для учителей — "Новейшая история России 1945—2006 гг." под редакцией Александра Филиппова и "Обществознание: Глобальный мир в ХХI веке" под редакцией профессора Высшей школы экономики Леонида Полякова.

В том, что новые учебники истории необходимы, сомнений нет.

— Увы, в нынешних учебниках история России за последние 15 лет показана очень коротко, как послесловие к истории СССР, — сказал в одном из интервью профессор Леонид Поляков.

Но какими именно они будут, до конца еще не ясно. Дискуссия продолжается. По словам помощника президента России Джахан Поллыевой, выступавшей вчера на совещании в РАН, "учебники истории — это основное в гуманитарной науке, от них зависит судьба нашего гуманитарного знания в целом". И после того как станет ясно, что будет в этих учебниках, гораздо легче будет заниматься и всеми другими предметами, считает Джахан Поллыева.

Во вчерашнем семинаре приняли участие не только чиновники и руководители ведущих вузов и академических институтов страны (директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак Калина, ректор МГУ Виктор Садовничий, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян), но и руководители региональных вузов.

Но Поллыева убеждена, что к обсуждению новых учебников надо привлекать и школьных учителей: "Дискуссию надо перемещать в школы и вузы, эту тему надо обсуждать широко".

С ней согласен и академик Александр Чубарьян: — У нас было много ученых и ректоров из Москвы и страны в целом. Мы рассматривали общие вопросы и, в частности, преподавания истории и обществознания в средней школе. Очень остро был поставлен вопрос о необходимости связи средней и высшей школы и о значении гуманитарного образования для воспитания. Ректор МГУ Виктор Садовничий предложил создать постоянную программу для повышения квалификации учителей истории на базе РАН, МГУ и Ассоциации гуманитарного знания. Школе нужны новые учебники, учитывающие современный этап развития страны. Мы рассмотрели новые пособия для учителей по новейшей истории нашей страны и обществознанию. Они очень важны, и именно на их основе будут готовиться новаторские учебники для старших классов. В них есть попытка дать комплексную оценку 90-х годов. Для школьников это очень важно, они не могут быть вне этого периода. И главное — они будят мысль и ставят вопросы. Распад СССР в них рассматривается как одна из величайших трагедий XX века. Авторы оценивают исторические события, но и учащимся дают возможность подумать.