• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москва — город для социального бизнеса

РБК daily. 27 февраля 2014

Вчера состоялось официальное открытие Центра развития молодежного предпринимательства социальной сферы HSE{Startup}.

Этот центр был создан на базе НИУ ВШЭ при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Его основная задача — создание благоприятных условий для развития социально значимых проектов. О том, что такое социальное предпринимательство и каким образом оно может приносить прибыль, на мероприятии рассказали создатели HSE{Startup} и его первые участники.

­Алексей Новосельцев, проректор НИУ ВШЭ

Социальное предпринимательство  это гораздо сложнее, чем коммерческая организация. Ее основная цель  обогащение акционеров или владельцев. Проекты социального предпринимательства имеют совершенно другие оценки успеха, большее количество индикаторов. Вам приходится действовать как в коммерческом проекте, привлекать спонсоров, другие виды финансирования, но в более многомерной системе координат.

ВШЭ  это тоже ведь социальный проект. Мы обращаемся в правительство, в заинтересованные ведомства для получения необходимых ресурсов, чтобы развиваться, в том числе развивать социальный бизнес-инкубатор. Нельзя сказать, что мы не занимались этим раньше, но теперь пришло время структурировать этот проект.

Дмитрий Князев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы

Социальное предпринимательство у нас началось совсем недавно и уже обросло массой мифов и трактовок. Мы даже не хотим их опровергать, но рассчитываем на то, что ВШЭ даст методическую поддержку социальному предпринимательству.

Ведь практически любой предприниматель может сказать, что является социальным. Например, пекарь. Он же кормит людей, его продукт жизненно необходим, да и вообще, хлеб всему голова. То же самое может сказать медик из коммерческой клиники о своей работе и задаче помогать людям.

Конечно, в социальном стартапе должно быть предпринимательство, но он должен быть сбалансированным и рентабельным. Он может получать финансирование со стороны государственных структур, но не должен перекладывать риски своей деятельности на общество.

Инновации в социальной сфере  это не совсем то же самое, что и классические инновации. Здесь это значит, что для решения проблем привлекаются ресурсы, которые не всегда работают в предпринимательстве.

Приведу пример. Я увлекаюсь дайвингом, мы обсуждаем с коллегами по хобби различные варианты. В том числе обучение дайвингу людей с ограниченными способностями, инвалидов. Понятно, что для их обучения нужно больше сил и средств, чем для тренировок здоровых людей. И здесь возникает возможность использования дополнительных ресурсов. Можно привлекать волонтеров, я бы тоже пошел бесплатно помогать обучению. Можно договориться с муниципальными бассейнами для такого социального проекта и получить бесплатную "воду". И вот такие дополнительные ресурсы позволяют уравнять рентабельность обычного проекта и социального стартапа. Это и есть инновации в социальной сфере, и в этом смысле Москва располагает большим объемом ресурсов.

Но столице также важно, чтобы эти социальные проекты можно было тиражировать. У фонда «Наше будущее», например, появилась мысль заняться иппотерапией  реабилитацией больных посредством лечебной верховой езды. Школ верховой езды в Москве предостаточно. Что мешает этот проект упаковать и растиражировать по тем округам, где есть конюшни? Департамент заинтересован в таких примерах.

Эндрю Гренфелл, куратор сообщества Impact Hub Moscow

Существуют достаточно сильные тематические сообщества предпринимателей, объединения благотворительных фондов, программа поддержки социальных предпринимателей. Есть разные бизнес-модели, которые используются для социальной поддержки. Скажем, в Англии, откуда я приехал, есть журнал Big Issue, который использует необычный способ распространения. Его продают бездомные, для них закупочная цена равна 1,2 фунта, а розничная цена журнала  2 фунта. То есть от продажи каждого номера они получают 80 пенсов. Или есть калифорнийский проект TOMS. Компания выпускает дешевую парусиновую обувь. Себестоимость настолько низка, что продажи одной пары хватает, чтобы отдать вторую бесплатно беднякам.

Юлия Молчанова, руководитель бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ

Работая со стартапами на протяжении нескольких лет, мы заметили, что более успешны те из них, которые чувствуют, ощущают, что имеют социальную направленность. Даже если они и не называют свой бизнес социальным. Если предприятие осознает перспективы, к которым нужно стремиться, если люди гордятся своими продуктами, то это предприятие уже является социально ориентированным.

Екатерина Иванькина, руководитель проекта «Арт-терапия» при HSE{Startup}

Арт-терапия  это методика лечения пациентов с помощью их участия в искусстве: танцах, театральных постановках, рисовании. Для того чтобы заниматься этим направлением, нужно иметь психологическое образование, которое я получила в НИУ ВШЭ. В нашей работе мы сотрудничаем с благотворительным фондом Best Buddies («Лучшие друзья»), который помогает познакомиться и подружиться людям с синдромом Дауна со сверстниками без инвалидности. Он сотрудничает с большим числом государственных структур и общественных организаций, ВШЭ предоставляет нам аудитории для проведения арт-терапии. Первое занятие пройдет 1 марта, и в нем примут участие шесть человек с синдромом Дауна. После того как мы проведем десять занятий, станет понятно, как мы будем дальше развиваться, сможет ли проект рассчитывать на прибыль или у него будут какие-то другие перспективы.

Анна Ветринская, партнер маркетингового агентства Adventum

Две недели назад я запустила стартап ShoppyBoom. После запуска агентства было интересно и необычно заниматься технологическим проектом. При этом я, оставаясь акционером Adventum, не взяла никого в новый проект, поскольку принципиально против того, чтобы ради нового разрушать старый, устоявшийся коллектив. Мой новый стартап создан, для того чтобы помочь интернет-магазинам внедряться в социальные сети  Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Стартап начал работу две недели назад, но за это время у нас уже появились 60 клиентов. Я считаю этот стартап социальным, ведь мы помогаем начинающим предпринимателям начать свой бизнес и берем на себя все его проблемы - доставку до покупателя, варианты оплаты и даже рекламу в социальных сетях.