• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Есть региональные ВУЗы, где нижняя граница приема даже поднялась"

Slon.ru. 29 октября 2009

Краткое резюме выступления директора Института образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина на конференции "Прогнозы экономического развития системы образования до 2015 и 2025 годов" - о влиянии ЕГЭ на экономическое положение вузовю

В каждой градации по баллам были присвоены свои деньги, вузы брали абитуриентов с высокими баллами, а с низкими баллами не брали, потому что это было экономически невыгодно. Потом это правило отменили, и вузы перешли к "плоской" системе. Планка в ряде вузов оказалась настолько сниженной, в ряде вузов, потому, что они не добирали платных студентов, был повышен бюджетный прием.

Вузы быстро адаптируются к новым условиям. Самые низкие баллы были у технических университетов. Если за таких студентов не платить, то они их и принимать не будут. Соседние вузы, которые увеличивали прием, чтобы увеличить свой бюджет, на них это тоже повлияло. Выделяется группа ведущих региональных вузов, в которых нижняя граница приема даже повысилась. Пусть плавно и медленно, но повышение было. Эти вузы могут рассчитывать на материальное благополучие. Они получают мотивированных студентов. Основное свое благополучие они связывали с бюджетным приемом. В 2004 году у них прием был на 60% - бюджетный, на 40% - платный. Сейчас ситуация перевернулась. Они оказались в ситуации, когда 25% - бюджетный прием, 75% - платный.

У тех, кто поступал в педагогические вузы, баллы выше, чем в технических вузах. Но на них тоже сказалась политика: раз есть бюджетные средства, то надо брать тех, кто есть. В педвузах две трети - внебюджетный прием и одна треть - бюджетный. У них внебюджетный прием был выше, чем у университетов, они становятся прибежищем для небогатых людей.

Влияние расположения вузов: на территориях, где низкие доходы, они стремились к бюджетному приему. Но надо отметить, что это исследование только по тем вузам, где мы могли получить данные.