• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ума палата Как разбудить активность граждан?

Московские новости. 13 декабря 2007

Менее чем через месяц, 23 декабря, исполнится ровно два года с того времени, как была сформирована Общественная палата (ОП) РФ - новый орган, закон о котором был принят в апреле 2005 года.





Не менее насыщенным выдался для ОП и текущий год. На февральской "пленарке" ОП по инициативе главы комиссии по интеллектуальному потенциалу нации, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, подготовила предложения по созданию льготной системы налогообложения некоммерческих организаций. ОП предложила ввести в старших классах школ предмет "Экономика и право" и, по словам Кузьминова, "пересмотреть модель местного самоуправления". Экспертно-аналитическая группа комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества инициировала создание Координационного совета НКО по общественному контролю за обеспечением избирательных прав граждан.

Менее чем через месяц, 23 декабря, исполнится ровно два года с того времени, как была сформирована Общественная палата (ОП) РФ - новый орган, закон о котором был принят в апреле 2005 года. Напомним, что ОП формируется по трёхступенчатой системе. Первую треть палаты - 42 человека - назначает президент РФ. Те в свою очередь выбирают столько же представителей от общероссийских общественных организаций. Затем все вместе выбирают ещё одну треть своих коллег - от региональных и межрегиональных общественных объединений. Всего получается 126 человек.





Уже сам персональный состав первого созыва ОП вселял надежды на его работоспособность - 8 членов-корреспондентов и академиков РАН и РАМН, 23 доктора наук, 37 кандидатов наук. Среди них - 22 учёных, 16 политологов и аналитиков-экономистов, 15 работников искусства и культуры, 14 юристов, 12 журналистов и литераторов, 8 религиозных деятелей, 7 предпринимателей, 5 врачей, 4 педагога...





Все "общественники" разбились на 18 комиссий, а внутри них - на подкомиссии по направлениям. Так, председателем комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ стал главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, а зампредом этой комиссии - вице-президент "Медиасоюза" Елена Зелинская. Комиссию по конкурентоспособности, экономическому развитию и предпринимательству возглавил Александр Шохин. Председателем комиссии по вопросам здравоохранения был избран Леонид Рошаль. Народный артист СССР Александр Калягин стал председателем комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры. Глава "Интерроса" Владимир Потанин возглавил комиссию по развитию благотворительности, милосердия и волонтёрства. Секретарём палаты был избран академик РАН Евгений Велихов.





Несмотря на изобилие ярких имён, в экспертном сообществе преобладал скепсис по поводу реальных плодов деятельности ОП. Однако только в течение первого года своей работы ОП провела экспертизу 18 законопроектов и подготовила более 30 предложений в этой сфере. По словам председателя комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолия Кучерены, только в адрес его комиссии поступило за год 9000 обращений, из которых 80% - жалобы на действия правоохранительных органов. Впрочем, по его же мнению, "Общественная палата - не ЖЭК и не собес, наша задача - помочь людям разобраться в ситуации и привлечь их к более активному участию в решении общественно значимых проблем".





Так, в марте 2006 года рабочая группа ОП по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях предложила создать общественные советы при воинских частях, которые могли бы стать эффективным инструментом общественного контроля за тем, что там творится. В октябре - декабре 2006 года ОП разработала законопроект "О реструктуризации строительных организаций", направленный на решение проблем обманутых дольщиков. Подкомиссия ОП по проблемам противодействия коррупции участвовала в формировании базы данных "Реестр коррупционных ниш" и подготовила памятку "Если у вас вымогают взятку".





Самые острые и глобальные вопросы выносятся на пленарные заседания. Результатом деятельности ОП стали поправки в законы "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", "О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", в законодательные акты в связи с сокращением срока военной службы. А главным итогом первого года деятельности ОП стал её доклад о состоянии гражданского общества, обнародованный в феврале 2007 года.





Не менее насыщенным выдался для ОП и текущий год. На февральской "пленарке" ОП по инициативе главы комиссии по интеллектуальному потенциалу нации, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, подготовила предложения по созданию льготной системы налогообложения некоммерческих организаций. ОП предложила ввести в старших классах школ предмет "Экономика и право" и, по словам Кузьминова, "пересмотреть модель местного самоуправления". Экспертно-аналитическая группа комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества инициировала создание Координационного совета НКО по общественному контролю за обеспечением избирательных прав граждан.





Только одна комиссия ОП по вопросам развития культуры за два года провела двенадцать тематических заседаний, а также круглый стол и общественные слушания. Уже приняты и разработанные ею поправки в законодательство об охране авторских и смежных прав, и предложение о переносе игорного бизнеса в зоны-резервации, готовится новый закон о культуре, поправки в бюджет, направленные на её поддержку, подготовлены предложения к президенту по защите детей и молодёжи от неконтролируемого распространения алкоголя, сигарет и наркотиков.





Нередко заседания ОП проводятся не в Москве, а в том или другом регионе России - поближе к её проблемам. Так, в мае в Саранске состоялось заседание ОП, посвящённое проблеме национальных СМИ. В Санкт-Петербурге по итогам выездного заседания комиссии по общественному контролю деятельности правоохранительных органов была создана совместно с ГУВД рабочая группа по борьбе с рейдерством.





По словам Велихова, хотя он пока "не удовлетворён взаимоотношениями с Госдумой, да и активность граждан остаётся очень большой проблемой", но важен сам по себе "запуск повышения культуры воздействия общества на работу органов власти". Главное, по его мнению, - "активизировались многие люди, скептически относившиеся к возможности влиять на власть".