• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тернистая дорога к храму знаний

Республика Татарстан. 12 января 2008

Почему? Потому что, приводят казанские авторы мнение профессора Высшей школы экономики Алексея Руткевича, "места в университетах, где прилично учат, занимают те, кто обладает достаточными средствами для взяток, репетиторов или платного образования. Наше высшее образование уже стало классовым, осталась лишь видимость того, что бюджетные места доступны для всех".

"Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования". Так называется книга, выпущенная недавно издательством Казанского государственного университета. Ее авторы - сотрудники кафедры социологии КГУ Валентина Фурсова и Диляра Ханнанова. Несмотря на слово "зарубежные" в заголовке, речь большей частью, конечно, идет о ситуации в российской системе образования, а точнее - в отечественных вузах.
Сегодня, утверждают казанские социологи, опираясь на данные всероссийских исследований различных уровней, около 40 процентов жителей страны уверены, что высшее образование является недоступным. Татарстан - не исключение.
Если брать мнение более молодой аудитории, то примерно треть людей в возрасте от 15 до 35 лет полагают, что недоступно качественное высшее образование. И это, пожалуй, более точная оценка ситуации. Ведь непомерно выросшее в последние годы число коммерческих вузов дает большой прирост количества студентов, но, увы, не их качества, констатируют социологи. И добавляют: коммерческие вузы не упрощают жизнь людям из небольших городов, сел и деревень: для них, получающих очень скромные деньги, доступ детей к высшему образованию - одна из самых болезненных сегодня проблем.
Почему? Потому что, приводят казанские авторы мнение профессора Высшей школы экономики Алексея Руткевича, "места в университетах, где прилично учат, занимают те, кто обладает достаточными средствами для взяток, репетиторов или платного образования. Наше высшее образование уже стало классовым, осталась лишь видимость того, что бюджетные места доступны для всех".
При этом, замечают исследователи, неравенство в системе образования существовало и в советские годы, когда преимущество при поступлении в высшие учебные заведения имели выходцы из рабочих семей или "производственники" - те, кто отработал какое-то время на предприятиях народного хозяйства. В общем, раньше расслоение шло по социальному принципу, сейчас - по материальному.
- Получается, что неравенство как было, так и осталось? - обратились мы с вопросом к одному из авторов книги, кандидату социологических наук, доценту кафедры социологии КГУ Валентине Фурсовой.
- Сейчас ситуация по сравнению с советским временем усугубляется, - полагает Валентина Владимировна. - По данным социологии, у нас сегодня уже около шестидесяти процентов людей не могут дать своим детям высшее образование, потому что у них нет денег ни на платные факультеты, ни на репетиторство.
- В этом плане большие надежды возлагались на ЕГЭ. Дескать, это, во-первых, поможет решить проблему с коррупцией в вузах, а во-вторых, даст шанс детям из самых отдаленных регионов страны поступать в любой вуз, вплоть до столичных. Но надежды, как видим, не оправдались...
- Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, надо иметь хорошую школьную подготовку. Но школа сегодня не дает детям необходимого объема знаний. Учителя работают по устаревшим программам, получают маленькую зарплату и материально не заинтересованы в том, чтобы повышать свой уровень. К тому же им выгоднее брать репетиторство после занятий, чтобы подработать. И поэтому те дети, которые дополнительно занимаются в школе или у репетиторов, или учатся в престижных школах - а там учатся, как правило, опять же дети обеспеченных родителей, - имеют преимущества при подготовке к ЕГЭ. Ребенок из семьи служащих или рабочих возможности брать репетиторов не имеет, поэтому по ЕГЭ он будет получать более низкие баллы.
К тому же социологические исследования показывают, что и результаты ЕГЭ сегодня, увы, можно купить.
- Насколько может спасти ситуацию участие талантливого ребенка из небогатой семьи в различных конкурсах, олимпиадах?
- Да, это для него шанс пройти в вуз без экзаменов. Но, думается, здесь можно говорить лишь об одном-двух процентах от общего числа детей, не более.
- А вот на Западе платное образование никого не пугает...
- Мы не можем сравнивать себя с высокоразвитыми западными странами, где средний класс составляет шестьдесят-семьдесят процентов населения. Конечно, там у родителей больше возможностей отдавать своих детей в престижные учебные заведения, платить за их учебу.
- Сегодня, как известно, на рынке труда не хватает как раз специалистов рабочих профессий, а вовсе не людей с высшим образованием. Так, может, это и неплохо, что не все могут поступить в вуз?
- Мы действительно практически не готовим людей для развития производства, и это ведет к серьезному кадровому кризису. Но проблема в том, что специальное профессиональное образование у нас сегодня находится в кризисе, уровень его достаточно низок. Нужно поднимать систему начального и среднего профессионального образования, повышать его престиж в обществе - это позволит снизить остроту образовательной проблемы.
- Что, на ваш взгляд, надо делать, чтобы сгладить социальное неравенство в сфере образования?
- Думается, прежде всего нужно усилить подготовку в школе. Если дети будут получать полноценные знания на уроках, не нужно будет привлекать для их дополнительной подготовки преподавателей вуза или школы и платить за это. В таком случае ребенок сможет без посторонней помощи нормально сдать ЕГЭ, и неравенство будет снижаться.
- Но как этого добиться?
- Да ничего нового - необходимо значительно повысить зарплату учителям. Хотя, наверное, сегодня это утопия. Но пока школьные педагоги маются на двух ставках ради пяти - семи тысяч в месяц, трудно ожидать и требовать от них многого.