• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учителей выживают по Дарвину Новая система оплаты труда в школах приведет к массовым сокращениям

Новая газета. 21 января 2008

Правительство докладывает о миллиардных вливаниях в образование, но лукаво умалчивает, что учителям из этой суммы почти ничего не причитается. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала Ярослав Кузьминов выступил с заявлением: специалисты подсчитали, что решить насущные проблемы образования можно только вложением 450 млрд рублей в 2008—2010 гг. Тогда зарплата учителя поднимется до 20 тыс. в месяц. Обратите внимание: 450 — и только 20 тысяч! Но в будущем трехлетнем бюджете на образование предусматриваются дополнительные ассигнования всего в размере 27 млрд рублей. Каким же образом наше правительство рассчитывает поднять педагогам зарплату?

Комплексные проекты модернизации – часть нацпроекта "Образование". В 2007 году 21 регион-победитель получил 4,5 млрд руб. из средств федерального бюджета. В конце января конкурсная комиссия определит еще 10 субъектов Федерации, которые получат из бюджета 5,25 млрд руб.

Направления модернизации — это не местная самодеятельность. Деньги можно получить в ответ на обязательства, определенные из федерального центра. Одно из них – введение новой системы оплаты труда учителей. Рапортуют, что зарплата в пилотных школах повысилась.

Учитель русского языка и литературы из Новосибирска Татьяна Нечипоренко написала в "Новую", как это повышение видится из школьного класса.

То, что образование оказалось в ряду национальных проектов, не удивило: школами недовольны все. И вот уже министр образования колесит по стране, газеты рапортуют о горящих энтузиазмом глазах педагогов; региональные чиновники, взяв под козырек, докладывают об успехах нацпроекта. (А что им, бедным, остается? Не будет успехов — отзовут отпущенные на реформу средства.) Модернизация системы образования названа самым беспроблемным из нацпроектов. Сказочники советских времен отдыхают!

Министр образования господин Фурсенко сохраняет завидный оптимизм: "Мы проехали более половины регионов России… везде настрой позитивный, это очень здорово". Что это — искреннее заблуждение или тонко рассчитанный ход?

Чего стоит одна цифра, в которую государство оценивает детскую душу, — 40 рублей. Именно столько классная мама получает за каждого ученика: за 25 чел. — 1000 руб., за 24 — 960 и т. д. (За 26-го уже почему-то не платят. Ну как не вспомнить о чичиковской копеечке?)

Страна переходит на нормативно-подушевую схему финансирования школ — за каждым ребенком в школу приходит определенная сумма. Она в каждом регионе своя, соотносимая с реальным положением дел в экономике края. В Новосибирске за учеником идет 12,5 тыс. рублей. Дети и учителя в который раз оказываются заложниками ситуации. Если в школе учатся 300 учеников, умножьте на 12,5 — это будут все школьные средства на год. Работать и учиться совершенно невыгодно: на нормальное функционирование заведения денег ни при каком раскладе не хватит. Что это значит? Учителя начнут уходить, а детей учить будут те, кому идти некуда.

Процесс деления на "элиту" и "быдло" пошел. Финансирование школ различается десятикратно: например, Москва и Северный Кавказ — в 40 — 50 раз. О Москве — особый разговор. Мы потихоньку учимся не заглядывать в чужие кошельки. Но почему госбюджет всей страны в 2007 году на образование потратил 278 млрд руб., а столица в 2008-м может себе позволить 127? Стоит ли удивляться, что средняя зарплата школьного педагога в столице — 23 тыс. рублей, а учитель иностранного языка получает до 60 тыс.?

Базовая, стабильная часть учительской зарплаты в моей "пилотной" школе оказалась в среднем около 3,8 тыс. рублей. А у молодого специалиста — девушки, работающей в самом трудном, детдомовском, классе, — ставка оказалась равна 2 тыс. Ринутся к нам молодые работать? Есть стимулирующий фонд, о котором много говорят, но и с премиальными надбавками средняя зарплата по моей школе оказалась в пределах 5,5 тысячи. "Директор сердобольный, — скажет кто-то, — уволил мало". Но в соседней школе не намного больше — 6,5 тыс. Разве этому можно радоваться? Откуда в нас эта рабская психология?

Правительство докладывает о миллиардных вливаниях в образование, но лукаво умалчивает, что учителям из этой суммы почти ничего не причитается. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала Ярослав Кузьминов выступил с заявлением: специалисты подсчитали, что решить насущные проблемы образования можно только вложением 450 млрд рублей в 2008—2010 гг. Тогда зарплата учителя поднимется до 20 тыс. в месяц. Обратите внимание: 450 — и только 20 тысяч! Но в будущем трехлетнем бюджете на образование предусматриваются дополнительные ассигнования всего в размере 27 млрд рублей. Каким же образом наше правительство рассчитывает поднять педагогам зарплату?

Все просто. Замминистра образования Исаак Калина считает, что нужно "минимизировать все неэффективные траты" в отрасли. Другими словами, главный принцип нацпроекта — принцип тришкина кафтана: чтобы залатать локти, надо обрезать рукава, чтобы надставить рукава, надо обрезать полы и т. д. На деле это закрытие школ и увольнение тысяч учителей.

Сокращать начинают с пенсионеров. В нашей школе первой "попросили" директора музея, отдававшую музею все силы и время. Уроки мужества, встречи с ветеранами, праздники нашего молодежного микрорайона — мероприятия сменялись одно за другим. Риторически звучал ее вопрос: почему правительством в 66 лет руководить можно, а школьным музеем — нет?

Далее — "неучителя". Это очень нужные школе люди — преподаватели кружков, секций, факультативов, но их предметы не входят в обязательные. До анекдотов доходит. Учительница создала электронный учебник по логике, за него грант президентский получила — успешно преподавала сей предмет в гимназии. Сократили. Где логика?

В Тюмени, где эксперимент начался двумя годами раньше, в первую волну уволили тысячу учителей. Потом были вторая волна и заключение профсоюза работников народного образования и науки о многочисленных нарушениях Трудового кодекса; были проанализированы все минусы подобного реформирования, но в правительстве этот документ, видимо, не сочли важным, а эксперимент как удачный стали рекомендовать к внедрению в других регионах.

Нагрузка увольняемых учителей не исчезает — просто перераспределяется. Если актер после трехчасового спектакля выходит весь в мыле, что говорить об учителе после пяти уроков — публика у него не самая благодарная.

Но господин Фурсенко не устает повторять: "Комплексные проекты позволят поставить перед учителями более жесткие условия, требования… Беда в том, что многие преподаватели не обладают должной квалификацией… не прошли необходимую переподготовку, не научены самообразовываться". Но требовать с учителей можно только тогда, когда оплата их труда хоть мало-мальски станет похожа на человеческую!

Огромному числу директоров стимулирующий фонд даст возможность наказывать неугодных учителей. Учителя ревниво начинают считать, сколько сделано коллегами. Сколько появляется обид — выкрикнутых и невысказанных, слез — пролитых и проглоченных. Это потому, что второй способ "минимизирования" — отобрать у одного учителя и отдать другому.

Стимулирующие надбавки будут получать только те учителя, что дают качественное образование. Но как и кто будет оценивать это качество?! Зазвучало красивое словцо "компетентность". Но что же это такое, никто пока не может сказать. Не мудрствуя, подразумевают под качеством успеваемость — пятерки и четверки? И как же быть тогда с детьми мигрантов, которые часто совсем не знают русского языка? С детьми с дислексией и дисграфией, которые допускают в диктанте до 50 ошибок?

А как оценить качество воспитания? Предлагается создавать портфолио — собирать грамоты и награды. Но как зафиксировать иногда совсем незаметные психологические победы учителя? Измерять в баллах совесть и благородство? Новгородские чиновники предлагают учителям и директорам школ составлять ежегодный самоанализ по 18 направлениям и более чем 100 критериям и, согласно рейтингу, давать прибавки к зарплате. Очередной бумажный кошмар…
А еще школа не заинтересована в повышении квалификации учителей: при замещении, пока кто-то на учебе, уменьшается оплата труда всех учителей. Абсурдно!

Директору совершенно невыгодно иметь каких-либо работников-неучителей — логопеда, психолога, преподавателей дополнительного образования. Нелепо!
Школе невыгодно иметь работников, имеющих почетные звания, ученую степень, государственные награды, так как их ежемесячные выплаты отнимают весьма значительную часть школьного стимулирующего фонда. Анекдотично!

В школах закрываются группы продленного дня — их нечем оплачивать. Я считаю, что по отношению к младшеклассникам и их родителям это просто преступно! Так, в начальных классах нашей школы на продленку оставались все дети. Они делали уроки, гуляли, велись занятия по прикладному искусству, шахматам, театроведению, туризму, истории культуры Руси. Подспудно толкают к платным продленкам. Но платить смогут и захотят не все. То-то выиграли!

У меня предложение. А нельзя нашему министру и его подчиненным, как тем директорам, поставить условие: если реформа не исправит положение в наших "трудных" школах, они обязаны будут компенсировать стране потери — и материальные, и моральные? Может быть, тогда их решения будут более взвешенными и разумными? То-то сэкономим!