• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование для экономики

Ведомости. 4 апреля 2008

У России есть реальный риск инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня, говорится в докладе Высшей школы экономики " Российское образование – 2020", подготовленном под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора Исака Фрумина.

У России есть реальный риск инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня, говорится в докладе Высшей школы экономики " Российское образование – 2020", подготовленном под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора Исака Фрумина

Сложившаяся структура образовательных программ устарела. Школа перегружает детей ненужными знаниями, не обучая полезным умениям (социальным компетенциям, поиску и оценке информации). В вузах все больше слабых преподавателей, они не производят инноваций и инноваторов, не выполняют функцию социального перемешивания, говорится в докладе.

ВШЭ предлагает разрешить школам профилизацию, перевод предметов из обязательного в бесплатное дополнительное образование. Государство должно отказаться от контроля за качеством образовательных программ, все равно оно с ним не справляется, отметил Кузьминов. Задача государства – обеспечить предоставление учебными заведениями полной и достоверной информации о себе. Это сделает возможным индивидуализацию образовательных траекторий, когда " больше половины из набора образовательных услуг формирует не педагог или государство, а взрослый человек для себя самого " . Вместо общего стандарта тогда возникнет рынок образовательных программ и модулей. А чиновники будут регулировать не стандарты, а результаты деятельности, говорит соавтор доклада Андрей Волков (бизнес-школа "Сколково").

Бакалавриат должен стать массовым высшим образованием, эту ступень будет заканчивать 2/ 3 выпускников школ. Он будет менее специализированным, чем нынешнее высшее образование, зато даст фундамент для гибкого образования в течение жизни.

Сильного роста расходов для такой реформы не нужно: госзатраты вырастут с 3,7% до 4,7% ВВП (треть – на исследования), а частные – с 1,2–1,3% до 1,6– 2,1% ВВП. Компании смогут снизить с 2% до 1,5– 1,7% ВВП затраты на внутреннее обучение.

Чтобы все это стало реальностью, надо расширить финансовую свободу и ответственность учебных заведений, переведя их в статус автономных, перейти к подушевому финансированию, ввести налоговые стимулы и гибкую оплату преподавателей, конкуренцию образовательных заведений за финансы и грантовые программы, поддерживающие исследования и инновации.