• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надбавки мало влияют на качество работы учителей

РИА Новости. 2 ноября 2009

Лаборатория институционального анализа ГУ-ВШЭ рассмотрела переход на новую систему оплаты труда в школах Калининградской области. О результатах исследования рассказал Григорий Андрущак.

Лаборатория институционального анализа экономических реформ Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) рассмотрела переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) в школах Калининградской области. О результатах исследования от имени сотрудников лаборатории в интервью РИА Новости рассказал кандидат экономических наук, член Ученого совета ГУ-ВШЭ Григорий Андрущак.

— Григорий, что представляет собой исследование? Почему была выбрана Калининградская область?

— Мы решили выяснить, какие изменения НСОТ принесла в школы: увеличились ли доходы учителей, изменилась ли их нагрузка, как обстоит дело с соотношением урочной и внеурочной работы. Был проведен опрос директоров всех городских общеобразовательных школ региона (их около ста) и почти тысячи учителей этих школ. Выбрали Калининградскую область, поскольку там взята за основу модельная методика формирования НСОТ, рекомендованная Минобрнауки России.

— Как рассчитывается зарплата учителя в Калининградской области?

— Зарплата состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Базовая часть рассчитывается исходя из нагрузки учителя, стажа (в этом расхождение с модельной методикой, которая, напротив, не учитывает стаж) и квалификации. Стимулирующая часть связана с результатами обучения школьников — например, их победами на олимпиадах, высокими баллами ЕГЭ — и дополнительной нагрузкой: проведением внеурочной работы для достижения этих результатов.

Бюджет школы зависит от количества учеников: в Калининградской области введено нормативно-подушевое финансирование, и каждый ученик «приносит» с собой определенную сумму в школу. Доля бюджета, которая идет на оплату труда, в среднем составляет около 65%. Так или иначе, зарплата учителей зависит от того, сколько детей к ним придет.

В Калининградской области норматив достаточно высокий. После введения НСОТ среднегодовой рост зарплат учителей по региону составил 30–35%.

— Переход на НСОТ предусматривает дифференцированное повышение зарплат. Какова ситуация в Калининградской области?

— Средняя зарплата у тех, у кого она повысилась — это примерно четверть учителей, — составляет около 15 тысяч рублей в месяц. Те, кого повышение не коснулось, продолжают получать в среднем 12–13 тысяч.

Несмотря на впечатляющий рост, зарплата учителей все равно ниже, чем в среднем по экономике области, на 20%. Около 2/3 учителей отмечают, что их заработков хватает только на еду и товары первой необходимости. Не более 30% учителей зарабатывают больше, чем в среднем по экономике.

Некоторые директора рассказывали нам, что для повышения доходов учителей им приходилось сокращать школьный персонал: педагогов-организаторов, социальных психологов. Учителей сокращения практически не коснулись — в 65% школ за 2008–2009 учебный год было уволено не более одного учителя.

В Калининградской области созданы специальные условия для того, чтобы молодые учителя получали конкурентоспособную зарплату. В ряде школ для них просто введены поправочные коэффициенты — своего рода аванс за будущую хорошую работу.

— Как вводилась НСОТ в регионе? Советовались ли директора школ с учителями и родителями при разработке школьных положений об оплате труда?

— Это происходило далеко не во всех школах. Но именно там, где мнение учителей и родителей учитывалось, нам рассказывали, что НСОТ позитивно повлияла на работу школы в целом. Это неслучайно: как известно, в споре рождается истина, а для выработки оптимального положения об оплате труда даже устраивались школьные конференции.

— Действительно ли наличие стимулирующей части фонда оплаты труда побуждает учителей работать более качественно?

— По нашим оценкам, этого не происходит. Средний объем стимулирующих выплат в месяц — около 1,5 тысяч рублей. Учитель может «добрать» эти деньги, просто увеличив собственную преподавательскую нагрузку — очень многие так и поступают. Проще провести внеклассные мероприятия — например, сводить детей в музей — и получить за это баллы и надбавку, чем готовить их к олимпиадам и ждать результатов. В этом случае баллы и надбавку получишь нескоро, да и не факт, что получишь вообще.

Так что введение НСОТ скорее стимулирует учителя увеличивать свою нагрузку, нежели добиваться высоких результатов. Наше исследование показало, что нагрузка растет, а значит, растут и доходы. При этом, чем больше доход учителя, тем меньше внимания он уделяет изучению особенностей начисления зарплаты.

— Как учителя восприняли изменения, связанные с переходом на НСОТ?

— Негативно к введению НСОТ относятся 49% учителей из числа опрошенных. Разумеется, чаще жалуются учителя, чьи доходы не выросли. Много говорится об увеличении «бумажной работы» для получения надбавок. Далеко не все учителя согласны с тем, что надбавки платятся не за основное, по их мнению, занятие педагога — уроки и проверку тетрадей, а за «дополнительные» виды деятельности. Но прямых жалоб на произвол при расчете зарплат и распределении премий зафиксировано не было. Около 10% учителей, которые всегда активно и добросовестно работали, говорят, что им было приятно: их усилия наконец оценены материально.