• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москва: взгляд с «Вышки»

Московский комсомолец. 2014. № 26484. 24 марта

Высшая школа экономики пошла в среднее образование

Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики возьмет на себя до половины элитного среднего образования в столице. О соответствующем соглашении "о разделе сфер влияния" с Департаментом образования Москвы, о том, на каких условиях НИУ ВШЭ займется московской школой, о платном и бесплатном образовании и о многом другом "МК" рассказал ректор Вышки Ярослав Кузьминов.

- Ярослав Иванович, готова ли наша школа к переходу на стандарт профильного обучения в старших классах?

- И да и нет. С одной стороны, хороших учителей, готовых дать углубленные знания по своему предмету, хватит (по крайней мере, в крупных городах). Заниматься с сильными, мотивированными учениками - это удовольствие для учителя. С другой, есть проблема с самой профилизацией. Одно дело - углубленная математика или литература. Но в нашей школе нет предметов, ориентирующих в наборе профессий взрослого мира. В школьной программе представлено не более 20% наук, изучаемых в вузах, причем за скобками остаются даже самые массовые профессии, как врач, инженер, юрист или экономист. Работа инженера не сводится к применению принципов физики и химии. В школе нет проектов, а именно созданием и оценкой проектов занимается большинство профессионалов. Из школьного курса обществознания не поймешь, чем занимается экономист или политолог, - это, скорее, политграмота на уровне Ленинского уголка воинской части советских времен.

- Так ведь все вузы, как правило, имеют подготовительные курсы...

- Курсы, во-первых, соответствуют предметам школьной программы, а не вузовской. Во-вторых - они платные. В-третьих - это вечерние занятия, дополнительные к школьной нагрузке. У нас в Вышке давно работает факультет довузовской подготовки, мы будем его развивать и дальше. Пытаемся там давать и курсы профориентации. Но те ограничения, о которых я сказал, они относятся и к нему.

Олимпиады школьников - еще один канал ранней профориентации, но он ориентирован на результаты. Олимпиадное движение не включает собственной подготовки школьников - вокруг олимпиад также нарастает система платной подготовки, свои репетиторы или курсы при вузах. Опять же 90% олимпиад - это творческие испытания по школьным, а не профессиональным предметам.

В новом Законе об образовании вузы получили право заниматься общим образованием - другими словами, иметь в своем составе школы. Думаю, что вот это - перспективная норма. Она может позволить организовать реальную профилизацию старших школьников в масштабах куда больших, чем те несколько специализированных интернатов при вузах, которые существовали давно. Поэтому Вышка в прошлом году выступила с инициативой - создать такой университетский лицей с профилизацией, соответствующей нашим основным специальностям.

- Эта модель профильного обучения и легла в основу соглашения Вышки с Департаментом образования Москвы?

- Да, весной 2013 года по договоренности с руководством Москвы мы открыли лицей в составе ВШЭ. Это только 10-й и 11-й классы. В этом возрасте школьники уже достаточно взрослые, чтобы воспринимать университетских преподавателей, работать самостоятельно - словом, получать преимущества от университета.

Первый, прошлогодний набор (всего около 60 человек) был пилотным, без разбивки по специализации. Но в 2014 году лицей разворачивается в полном масштабе. Мы примем в 10-й класс 700 человек.

- Это же будет крупнейшая школа в России!

- Да, 28 десятых классов - конечно, это условный подсчет, занятия будут проходить и в лекционном формате, для 100-150 человек, и в малых группах по 4-5.

С этого года в лицее будут созданы шесть крупных направлений: математика и компьютерные науки, социально-экономическое, право, гуманитарные науки и психология, востоковедение, дизайн. На каждое будет отдельный прием. За каждое направление будет отвечать группа факультетов Вышки.

Трагедия сегодняшней даже не школы - системы образования в целом - она крадет у человека самые креативные годы, 15-17 лет. В эти годы надо увлекаться, строить проекты, а мы заполняем ему это время колоссальным объемом зубрежки, подготовки к экзаменам, где ты должен на каждый вопрос ответить правильно. Мы выращиваем из взволнованного отрока механического карьериста, цель которого - не создать что-то свое, а поступить.

- Вы автор ЕГЭ и, как Тарас Бульба, убиваете собственного сына...

- Ошибаетесь. ЕГЭ ничего не изменил в этом отношении, система зубрежки действовала до ЕГЭ как подготовка сначала к выпускным, а потом к вступительным экзаменам. ЕГЭ просто несколько уравнял шансы для людей, которые не имеют возможностей нанять репетиторов из нужного вуза. Но ЕГЭ не ставил и не мог ставить задач изменения школы в целом.

Слушайте, да если бы мы в 2000 году знали, как избавить старшую школу от зубрежки, мы бы решали эту задачу как первоочередную, и не ЕГЭ был бы главным инструментом образовательной реформы. К сожалению, нет такого рецепта для всех школ, для всей страны. Состояние учительского корпуса, методическая база, да и финансы не позволяли это сделать тогда, не позволяют и сейчас.

Лицей - это то, что мы можем реализовать, сначала на базе Высшей школы экономики, МИФИ, РГГУ и еще ряда хороших московских вузов. Университеты задолжали школе, надо эти долги отдавать.

И в нашем проекте речь не идет об обходе ЕГЭ - у выпускников лицея не будет никаких формальных преимуществ, они будут сдаватьЕГЭ, как все. Не будет никакого отдельного пути в Вышку. Мы не для этого проект затеваем. Просто в университетах есть кадровый и организационный потенциал, который способен качественно изменить нашу старшую школу. Мы мобилизуем этот потенциал.

- Есть ложка дегтя в опыте замечательных физматшкол при вузах. Став студентами, их выпускники теряют интерес к учебе - скучно, они уже прошли этот материал...

- Мы знаем этот опыт и не собираемся заранее учить лицеистов по программе 1-2-го курсов. Мы, безусловно, дадим основы выбранного школьником предмета, но не одного, а целого блока смежных предметов. Например, выбравший экономику будет изучать не только ее, но и основы бизнеса и менеджмента, социологию, психологию, право. Плюс экономическую историю и историю экономической мысли - пусть в лицее изучают классиков, на чтение которых у студентов потом не будет времени. Придет со временем такой студент на экономфак, а он уже читал Адама Смита, Маршалла, Кейнса.

"Блоковая" структура учебного плана должна помочь лицеистам выбрать "свое" направление не на основе разговоров и чужих мнений, а на базе собственного опыта, сформировавшегося увлечения предметом. У нас уже есть такой опыт в пилотных классах лицея: ребята, пришедшие с четкой ориентацией на экономику, переориентировались на социологию, на философский факультет.

Сегодня рынок труда меняется. Экономисты, юристы, менеджеры сохраняют свое первое место по доходам и карьере, но инженеры, врачи, представители гуманитарных специальностей, ученые к ним подходят все ближе. У завтрашних абитуриентов уникальная возможность - построить карьеру, не ломая себя, а следуя своим склонностям.

- А сколько надо будет платить за обучение, за сервисы университета?

- Лицей будет полностью бесплатным, мы об этом договорились с мэром Сергеем Собяниным. Прием в 700 человек сразу на треть увеличит высококачественный сектор среднего образования Москвы. Москва профинансирует обучение в лицее по нормативам обычной школы - около 125 тыс. рублей в год, остальное вложим мы.

- Никаких заработков, одни вложения!

В чем же тогда интерес Вышки?

- В воспитании своего абитуриента! К нам часто идут за дипломом Вышки - брендового, раскрученного вуза. С карьерной точки зрения это оправданно, однако учить студентов-карьеристов неинтересно. Гораздо приятнее работать с ребятами, бескорыстно увлекающимися предметом, а потому способными на креатив в процессе обучения. Наш лицей поможет им понять, какой специальностью они хотят заниматься. А со временем мы распространимся по всей Москве.

- То есть?

- В Департаменте образования считают, что лицей Вышки должен присутствовать не только в Центральном, но и в ряде других московских округов. Поэтому по договоренности с правительством Москвы в дополнение к уже имеющемуся зданию на будущий год мы планируем открыть еще два отделения лицея - предположительно, на Красносельской и в Строгине. В последнем мы думаем развивать направления, связанные с компьютерными науками, поскольку в этом районе построен новый корпус нашего инженерного подразделения - МИЭМ. Кроме того, практически во всех округах Москвы мы запустим другую модель профильного обучения - университетский кластер. В его рамках в крупных образовательных центрах, находящихся в ведении Департамента образования, мы будем поддерживать профильное обучение по нашим основным специальностям. Будем отвечать на наиболее массовый запрос - помогать профильному обучению по экономике, компьютерным наукам, прикладной математике.

Таков наш "социальный оброк" городу!

- Для лицеев вам понадобится уйма учителей. Наберете?

- Отбор шел все время, а скоро мы объявим открытый конкурс, чтобы увидеть предложения тех, кого мы пока не знаем. Но это касается в основном тех предметов, которые не представлены в самой Вышке: химии, биологии, географии, физики... Наша обязанность - дать шанс лицеисту, несмотря на то, что он выбрал, скажем, гуманитарное направление или дизайн, встретиться в школе с очень хорошим учителем по каждому предмету школьной программы. В отношении же профиля - у нас работают 3 тыс. ученых, так что мы не только 28, а и 100 классов в Москве обеспечим! Что же касается того, могут ли учить школьников не учителя, а вузовские преподаватели, то продвинутые старшеклассники в школу почти не ходят. Они ходят в вузы - на подготовительные курсы и к репетиторам.

- К слову, учителя жалуются, что рост их нагрузок опережает рост зарплат, а сейчас их вдобавок заставляют отсиживать внеурочные часы в школе. Эффективен ли, по-вашему, такой контракт с учителем?

- Простое повышение зарплат - это никакой не эффективный контракт! Есть профессии, где работают за деньги по часам или по выработке - скажем, монтажники или водители. А для представителей творческих профессий, включая преподавателей, важны не только деньги, но и так называемая нематериальная составляющая вознаграждения - свободное время, необходимое для творческого развития. Именно такой контракт и имел в виду президент, но некоторые исполнители указа пошли по простому пути: повысили зарплаты не хорошим учителям, а всем подряд, а когда денег не хватило, добыли их, сократив штаты и увеличив нагрузку. Есть же другие пути - например, ввести должности помощников учителей из числа студентов или старшеклассников, которые за меньшие деньги будут проверять домашние задания, давать базовые консультации по предмету. Учитель не должен стоять у конвейера: перегрузка ломает творческое отношение к предмету! При нагрузке 25 и больше классных часов в классе в неделю трудно быть хорошим учителем, педагог должен иметь свободное время, чтобы не только покупать книги, но и успевать их читать.

- Так что Вышка в 2014 году существенно расширяет свое образовательное предложение москвичам...

- Да. Я перечислю все, что у нас сегодня работает.

Это лицей ВШЭ, куда принимаем 700 человек после 9-го класса. Это университетский школьный кластер ВШЭ, охватывающий все классы. Это 69 базовых школ ВШЭ, где мы ведем занятия в профильных классах или оказываем методическую помощь учителям. А также знаменитый, не побоюсь этого слова, факультет довузовской подготовки ВШЭ - полторы тысячи человек на стационарной подготовке к ЕГЭ и профильным олимпиадам. Еще можно сказать про клуб "Эрудит" - это уникальная программа для школьников 7-9-го классов, в основном с игровыми формами освоения материала. Есть еще интернет-школа ВШЭ - среди 15 тысяч ее пользователей москвичей не так уж много (что понятно), но они есть, и это хорошая возможность для тех, кому по каким-то причинам сложно добираться.