• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Это "через-чюр"

Новые известия. 12 ноября 2009

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Три четверти инженерных направлений и специальностей приняли студентов на первый курс со средним баллом ЕГЭ ниже 60-55".

В ряде вузов проведены проверки на предмет соответствия реальных знаний первокурсников баллам, указанным в сертификатах ЕГЭ.

По разным данным, от 20 до 60% студентов не смогли подтвердить высокую оценку, полученную на экзаменах. При этом вчерашние абитуриенты умудряются делать ошибки, которых не совершил бы даже первоклашка. Особенно показательны в этом плане гуманитарные специальности: ребята считают мезонин чем-то вроде дикого растения, княжну путают с книжной лавкой. Более того, у них поднимается рука написать "генирал", "врочи" и "поциэнт". Руководство вузов обещает расстаться с такими "отличниками" после первой же сессии. Однако эксперты сомневаются, что показательная порка хоть как-то исправит положение. Вузам просто невыгодно терять студентов из финансовых соображений, а существующие правила сдачи ЕГЭ ни капли не мешают бывшим школьникам с завышенными баллами занять бюджетные места на следующий год.

В студенческой среде распространена такая байка: на экзамене по экономике девушка воспользовалась шпаргалкой, где один из основоположников экономической теории значился как А.Смит. Отвечая на вопросы, барышня так "асмит" и повторяла. Преподаватель спрашивает, мол, как Смита звали-то? Девушка в замешательстве. Преподаватель решает ей помочь и подсказывает: "Ну, как звали первого мужчину?" Студентка мнется, краснеет и выдает: "Валера". .. Нынешним преподавателям не до смеха: сказка с пугающей точностью становится былью.

Как слышится, так и пишется

Только 18% сегодняшних первокурсников журфака МГУ сделали менее восьми ошибок в простеньком диагностическом диктанте, а из 15 обладателей 100-балльных сертификатов зачет смогли получить лишь пятеро. Новоиспеченные студенты ужасали преподавателей словами "софетский", "профисиональное", "двух яростная", "оррестованы", "удастса", "врочи", "генирал" и "через-чюр". А Остап Бендер у них стал Астапом Блендером. "Первокурсники писали изложение, в тексте была фраза "дом с мезонином", так студенты превратили его в "дом с раскидистым мезонином" или "дом в мезонине", - рассказала "НИ" заведующая кафедрой русского языка и литературы РГСУ, доктор филологических наук Елена Скороходова. - Или предложение: "Пьер решил встретиться с княжной Марьей". Казалось бы, что в нем сложного? Однако студенты и его переиначили: "Пьер решил встретиться с Марьей в книжной лавке", видимо, решив, что "княжна" - это какая-то "книжна", что-то вроде булочной".

Филологи в панике: такими темпами с "великим и могучим" мы сможем попрощаться уже через несколько лет. Для того чтобы хоть как-то спасти ситуацию, для совсем уж отсталых студентов в некоторых вузах введены дополнительные занятия по правилам орфографии и пунктуации. Однако преподавательский состав оценивает такие меры неоднозначно. " Во-первых, абитуриент и так уже должен знать эти правила к моменту выпуска, - пояснила "НИ" кандидат филологических наук Ирина Мережная. - Во-вторых, тратить время и деньги на доучивание таких студентов по меньшей мере глупо: более грамотных людей, желающих занять их место, достаточно.

И, наконец, фактически из-за ЕГЭ вузы не имеют права устраивать дополнительные испытания на грамотность. Сохраненный кое-где творческий конкурс не в счет. Видимо, чиновники считают, что ЕГЭ дает объективную картину".

Технический перерыв

Уровень подготовки технарей вызывает меньше нареканий у преподавателей, но ненамного. Так, 40% первокурсников мехмата и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ не справились с диагностическим тестированием. В Финансовой академии высокие баллы, полученные на ЕГЭ по математике, подтвердили лишь 30% студентов первого курса. Четверть новобранцев смогли показать лишь результаты "уд" и "неуд". В прошлом году из-за несоответствия реальных знаний заявленным пришлось отчислить 150 человек. С другой стороны, по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, три четверти инженерных направлений и специальностей приняли студентов на первый курс со средним баллом ЕГЭ ниже 60-55. Это значит, что половина зачисленных на бюджетные места людей имеют тройку по физике и математике!

Большая часть опрошенных "НИ" преподавателей признались, что ситуация не так критична, как кажется. " Более половины наших студентов нацелены на получение качественных знаний, - поделился с "НИ" заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ профессор Дмитрий Хомяков. - Сказывается специфика вуза и специальности: к нам не так-то легко поступить и не так просто продержаться. А это отсекает практически всех любителей халявы " . " В этом году все специальности, даже журналисты, сдавали внутренний тест по математике, - рассказал "НИ" проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. - В целом практически все подтвердили оценку своих знаний, полученную на ЕГЭ. А вот в прошлом году, отмечают преподаватели, набор был не очень сильным. После первого курса пришлось расстаться с 10% потока, но этот показатель достаточно стабильный". О том, что абитуриенты не наврали насчет уровня знаний, говорят и в МАИ. " Был проведен внутренний образовательный аудит студентов 1 курса по математике, - сообщил "НИ" заместитель проректора по качеству и информатизации МАИ Олег Суров. - Ребята очень слабо знают стереометрию, не очень хорошо решаются задачи с комбинацией нескольких тем и те, где требуется знание планиметрии. Но это проблема не только нашего института. В то же время дети показали себя на приличном уровне в умении находить множество значений функции и производные. В целом уровень студентов вполне соответствует заявленному".

Впрочем, эксперты приводят несколько причин такого дисбаланса между познаниями гуманитариев и технарей. Этим летом абитуриенты, подававшие документы в технические и педагогические вузы, были самыми "низкобалльными" по результатам ЕГЭ. " Высокобалльники " решили стать студентами экономических и юридических факультетов вузов. "Планка требований немного снизилась, но нельзя забывать, что учиться точным наукам сложнее, чем "болтологии", а вылететь из института - проще, - пояснила " НИ " аспирантка МИФИ, попросившая не называть ее имени. - К тому же с помощью тестовой системы выпускных экзаменов проще оценивать технические предметы, а не гуманитарные, так что совсем уж неучи на физика ядерщика не поступят. Хотя есть у меня знакомый первокурсник, который не знает, что такое конденсат".

Вытянуть не могут

Эксперты убеждены: важную роль в скудном багаже знаний, с которым вчерашние школьники приходят в вузы, сыграл ЕГЭ. Вставка буковок и галочек в уже напечатанный текст мало помогает развитию родной речи. "Сейчас главная задача школы - выпустить ребенка, не важно, поступит он или нет, - рассказала " НИ " Елена Скороходова. - Раньше писали вступительное сочинение большого объема, была возможность показать знание литературы, умение создавать связный текст. Потом все это превратили в изложение, а сейчас - в тесты. Качество текста изменяется соответственно " . " Общий уровень подготовки студентов падает, потому что в вузах приходится их поднимать с нуля. Раньше дети приходили в школу хоть с каким-то багажом знаний, в том числе и от репетиторов, с которыми ЕГЭ борется, - пояснил " НИ " кандидат филологических наук Леонид Колосс. - Школьники сейчас мало читают, а любовь к книгам привить некому.

 Основной массив педагогов, на которых держится школа - 30-50 лет, - был выбит в 90-е годы. Для того, чтобы ситуация нормализовалась, требуется еще 10-20 лет".

Подпортила жизнь гуманитариям и безграмотная российская действительность. Речь идет не только о так называемом "албанском" языке - своеобразной игре, которую некоторые приняли за чистую монету. И не столько об автокорректорах текстовых редакторов, которые притупляют грамматическую бдительность человека. Проблема в том, отмечают эксперты, что грубейшие орфографические ошибки могут встретиться в самых благонадежных, казалось бы, местах. Например, в меню одной из популярных в Москве кофеен предлагали отведать мороженое с " клиновым " сиропом и блинчики со "сметанной". "В одной из южнорусских областей очень хорошо продавалось молоко белорусского производства, - рассказала " НИ " доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Елена Кара-Мурза. - И дети стали писать "малако", ведь у них каждый день перед глазами стоял пакет с этой надписью - сработала графическая память. Опасность рекламных плакатов, вывесок, да и просто книг и журналов с ошибками как раз в том, что запомнится такая конструкция лучше, а вытравить ее из памяти и научить школьника писать правильно - труднее".

По словам ректора РГМУ им. Пирогова Николая Володина, новая система набора в вузы породила чудовищную логику: "не возьмут в пищевой - пойду в медицинский " . Насколько такие студенты будут подготовлены к специфическим требованиям факультета, насколько они будут мотивированы - говорить не стоит. "Студент с этим купленным сертификатом пойдет повторно в любой вуз, на любую специальность и опять-таки проучится там семестр, заняв место впустую, если не будет найдено грамотных мер противостояния, - пояснил "НИ" президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Во Франции человека, отчисленного за неуспеваемость, заносят в базу данных. Студент не имеет права поступать на эту специальность год. Проблема в том, что вузам невыгодно переводить на освободившиеся бюджетные места даже самых умных " платников " - учебное заведение останется без денег вообще. Так что отчисляют бюджетников совсем уж в крайнем случае, когда те, что называется, ни в зуб ногой. Все это, естественно, приводит к снижению уровня высшего профессионального образования".