• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мои университеты

КоммерсантЪ # Business guide. 8 декабря 2009

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: «От наличия в нашей стране по-настоящему современных исследовательских университетов в немалой степени зависит ее будущее. Поэтому Высшая школа экономики, с одной стороны, заработала очень почетную позицию, а с другой стороны, встала перед очень сложными задачами, решив которые, мы должны за десять лет войти в топ-50 мирового рейтинга университетов».

Одно из знаковых событий нынешней реформы системы образования — создание в стране на базе лучших вузов национальных исследовательских университетов. Они должны стать флагманами российской науки и подготовить кадры, которым предстоит создавать новую экономику.

В октябре 2009 года были подведены итоги конкурса — и на сайте Министерства образования и науки появился список 12 вузов-победителей, завоевавших статус национального исследовательского университета (НИУ; этот тип вузов отдельно записан в поправках к закону «Об образовании»). В их числе шесть вузов Москвы и Санкт-Петербурга: ГУ-ВШЭ, МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

Кроме того, национальными исследовательскими университетами стали шесть вузов в других городах страны: Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Новосибирский государственный университет, Пермский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева и Томский политехнический университет.

МГУ и СПбГУ не вошли в состав национальных исследовательских университетов ввиду их особого статуса.

«Сегодня существует три категории учебных заведений государственной важности. Это учреждения высшего ранга — МГУ и СПбГУ, получившие статус уникальных научно-образовательных комплексов, университеты федерального значения и национальные исследовательские университеты, — объясняет Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова. — Первоначально предполагалось присвоить МГУ третью категорию. Но в итоге мы наряду с СПбГУ получили статус особого университета, закрепленный в соответствующем федеральном законе. Это было общеуниверситетское решение, поддержанное президентом Дмитрием Медведевым. МГУ логичнее находиться в этом статусе, чем в списке национальных исследовательских университетов. Ведь к последним относятся более узконаправленные учреждения — как правило, технического уклона. Мы же имеем более широкий научный диапазон, так что и категория эта нам ни к чему».

Критериями отбора вузов стали их кадровый потенциал, качество инфраструктуры и эффективность научной деятельности, включая международное признание. И главное, вузы обязаны были предъявить на конкурс десятилетние программы развития.

«Наш институт получил статус национального исследовательского технологического университета еще в октябре 2008 года по указу президента, тогда же статус национального исследовательского ядерного университета получил МИФИ, — рассказывает Дмитрий Ливанов, ректор национального исследовательского технологического университета МИСиС. — Началось все с того, что мы предложили программу создания в России технологического университета мирового класса. Это было еще до того, как появилось словосочетание «национальный исследовательский университет», не говоря уже о конкурсе. Мы примерно полтора года занимались подготовкой этого проекта, и еще девять месяцев после появления указа о присвоении статуса ушло на утверждение правительством программы развития. Это был период очень напряженной работы, распоряжение правительства появилось только 31 июля 2009 года».

Один из первых

Напомним, что создание национально-исследовательских университетов было санкционировано 7 мая 2008 года одним из первых указов Дмитрия Медведева, заступившего на президентский пост.

«Всегда, во все времена и у нас, и за рубежом тем или иным способом выделялись ведущие университеты страны. Это нужно для того, чтобы были какие-то флагманы, локомотивы в сфере образования, чтобы были образцы для подражания, к которым подтягивались бы по уровню остальные вузы, — считает Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана. — И на мой взгляд, присвоение подобных категорий способствует грамотному определению лучших. К тому же не надо забывать, что категория "национальный исследовательский университет" дается не навсегда, а всего лишь на десять лет. Через десять лет категории будут пересматриваться — если не будет претензий к выполнению программ развития университета, их оставят».

У высшей школы есть важные функции: формирование национальной профессиональной элиты, развитие науки. «Массовые университеты, возникшие в ответ на рост спроса, выполнять их не могут, — уверен Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ. — Возникает потребность формирования когорты вузов, в которых исследовательская компонента была бы сопоставима с образовательной. Такие университеты принято называть исследовательскими во всем мире. От наличия в нашей стране по-настоящему современных исследовательских университетов в немалой степени зависит ее будущее. Поэтому Высшая школа экономики, с одной стороны, заработала очень почетную позицию, а с другой стороны, встала перед очень сложными задачами, решив которые, мы должны за десять лет войти в топ-50 мирового рейтинга университетов. Студенты исследовательских университетов — это элита молодежи своей страны и, как правило, элита молодежи других стран, поступающая в эти вузы».

Изначально предлагалось разделить вузы на национальные и исследовательские университеты, включив в первую подгруппу Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. В группу же исследовательских должны были войти ведущие вузы страны, не претендующие на статус главных. В дальнейшем указом президента было решено создать два пилотных национально-исследовательских университета — на базе МИСиСа и МИФИ.

Правила присвоения вузам звания национально-исследовательского университета прозвучали в марте 2009 года на коллегии Минобрнауки. Тогда предполагалось, что победителей будет 15 и каждый из них получит дополнительные средства — по 200 млн руб. Прозвучавшее накануне коллегии Минобрнауки выступление премьера Владимира Путина продемонстрировало, что кризис уравнял все споры о званиях: вместо 3 млрд подъемных, на которые рассчитывали МИФИ и МИСиС, ту же сумму поделили поровну на всех.

«Я следил за конкурсом этого года, он прошел достаточно объективно. Опыт проведения таких конкурсов у Министерства образования уже был: в рамках нацпроекта "Образование" примерно по той же схеме проходил отбор вузов, реализующих инновационные образовательные программы, — рассказывает Дмитрий Ливанов. — Процедура была прозрачной, общественность была информирована и о тех критериях, по которым будут приниматься решения, и о тех бонусах, которые ждут победителей. По результатам конкурса действительно вузы-лидеры образования получили новый статус».

Правда, в стороне от конкурса оказались негосударственные вузы, и далеко не все их ректоры отнеслись к ограничениям на участие с пониманием. «Изначально принять участие в конкурсе могли все вузы, но позже было заявлено, что лишь государственные. Но ведь это абсурд: где в мире есть наука, учрежденная только государством?

К тому же с самого начала было непонятно, по каким критериям отбирают вузы для присуждения категории национального исследовательского университета, — рассказывает Владимир Зернов, ректор РосНОУ. — Результаты показали, что сейчас у нас только один критерий: так решила комиссия. Тогда как во всем мире устанавливается конкретная планка: учреждение должно иметь реальные научные достижения, способные конкурировать на глобальном рынке. У вузов, получивших статус национального исследовательского университета, нет объективных достижений мирового уровня. Исключение может составлять разве что МГТУ им. Н. Э. Баумана, но и он не представил внятного отчета о проделанной научной работе. Поэтому вывод напрашивается один: мы судим не по реальным достижениям, а по брендам. Но это путь к провалу, и наглядное подтверждение этому — история АвтоВАЗа. Путь "по брендам" толкает образование в колею нашего же автопрома».

Владимир Зернов понимает, что РосНОУ, конечно, менее раскрученный бренд, чем Бауманка, МАИ или Физтех, но расстроен невозможностью участия в конкурсе на присвоение звания национального исследовательского университета. Тем более что практические успехи у РосНОУ тоже есть. Например, там изготавливают самые чистые в стране нанотрубки. Кроме того, РосНОУ, по его словам, единственная научно-образовательная структура в стране, сумевшая сертифицировать уникальный кардиологический прибор — кардиокод, конкурентоспособный продукт, которым пользуются и европейские медики.

Не только словом

Присвоение звания национального исследовательского университета приносит вузам не только официальное признание их заслуг, но и ощутимую финансовую поддержку.

«Нашему вузу уже присвоена категория национального исследовательского университета, — рассказывает Игорь Федоров. — Я рассматриваю это как продолжение приоритетного национального проекта "Образование". При получении подобной категории статус университета в глазах общества сильно повышается, появляется имидж, наконец, идет неплохое бюджетное финансирование. Из 250 млн руб., которые будут распределены между университетами, мы большую часть денег потратим на приобретение нового оборудования. Уверен, это будет существенный вклад, который позволит усилить материально-техническую базу университета».

По скорректированным планам правительства поддержка национально-исследовательских университетов продлится и дальше: с 2010 по 2013 год они предположительно станут получать по 400 млн руб. в год. Средства будут целевыми: на покупку лабораторного оборудования, новые образовательные программы и гранты молодым ученым. За их расходованием будет следить ревизионная комиссия Минобрнауки. Ответственность нового положения осознают и ректоры.

«Присвоение нашему институту категории национального исследовательского университета — это не столько привилегии и дивиденды, сколько колоссальная ответственность, — признает Анатолий Геращенко, ректор МАИ. — Каждый год вплоть до 2018-го, когда истекает срок действия этой категории, мы должны будем конкретными делами доказывать, что действительно имеем на нее право. В течение нескольких лет наш институт получал гранты, побеждал в международных и всероссийских конкурсах, внедрял свои разработки на российские предприятия. Мы получили 1,6 млрд руб. на закупку оборудования, которое на два шага опережает то, которым сейчас оснащены российские предприятия. Часть выделенных средств пойдет на обучение студентов, а также на привлечение новых кадров. Но и отдача будет адекватной вложениям. Ведь наши студенты уже с третьего-четвертого курса идут работать на производство, разрабатывают новые технологии, делают какие-то открытия, которые в результате двигают науку, а стало быть, и экономику России вперед. Поэтому присвоение МАИ категории национального исследовательского университета вполне обоснованно».

«Новый статус исследовательского университета дает Высшей школе экономики два существенных преимущества: дополнительное финансирование со стороны государства и право на разработку собственных образовательных стандартов. Одновременно статус НИУ предъявляет университету ряд существенных требований: увеличение числа публикаций международного уровня, внедрение инновационных образовательных программ, коммерциализация результатов исследований и разработок, подотчетность и прозрачность деятельности вуза. По этим показателям будет вестись специальный мониторинг, — рассказывает Ярослав Кузьминов. — Мы считаем очень важным раннее формирование академического выбора у бакалавров. Теперь после первого курса будут формироваться специальные академические группы с особым учебным планом, студенты которых смогут вести индивидуальные научные проекты. Стимулом для развития будущих ученых станет обязательная годичная стажировка в одном из лучших зарубежных вузов. Мы будем обучать молодых не только вести исследования, но и презентовать».

В полном объеме

В Министерстве образования и науки РФ уверены, что финансирование программы создания национальных исследовательских университетов удастся сохранить в полном, первоначально заявленном объеме. Поскольку здесь особенно хорошо понимают, насколько важны для развития всей системы образования средства, направленные на развитие национальных исследовательских университетов.

«На примере поддержки инновационных программ развития вузов в рамках национального проекта мы видели, что относительно небольшие деньги (от 300 млн до 1 млрд руб.) позволили совершить рывок в 10–15 лет, — рассказывает глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. — И председатель правительства, и президент поддерживают программу создания национальных исследовательских университетов — одну из программ развития, которую мы сохраняем в том виде, в котором она была задумана».

Отсрочка

Одна из наиболее часто упоминаемых антикризисных мер — поддержка образовательного кредитования. Этот вид кредитования становится все актуальнее, поскольку некоторые вузы стали использовать платные отделения как способ избежать максимальных финансовых потерь. Так, осенью 2009 года, по признанию учащихся ряда столичных вузов, цены на обучение на старших курсах оказались повышены. Прежде в вузах цены, объявленные поступающим, не менялись в течение всего времени обучения.

В этом году для всех была установлена унифицированная плата, равная ценам 2009 года.

Однако сколько придется платить за обучение в следующем учебном году, пока неизвестно.

Мерой, призванной работать как на студента, так и на вузовский бюджет, можно считать образовательные кредиты.

Так, государство возьмет на себя компенсацию льгот: за счет бюджета будет субсидироваться часть ставки студенческого кредита — в размере трех четвертей ставки рефинансирования ЦБ. Банкам, которые решат выдавать образовательные кредиты, государством обещана компенсация в размере 20% от невозвращенных сумм. Однако говорить о массовом кредитовании пока не приходится. Речь идет о программах, которые коснутся порядка 10 тыс. студентов.

Сейчас образовательные кредиты есть у таких банков, как Балтийский банк (от 19% годовых, срок кредитования до 7 лет), Банк Сосьете Женераль Восток (БСЖВ; от 14%, до 6 лет), банк «Образование» (15%, до 5 лет), банк «Уралсиб» (17,5–19%, до 5 лет), Российский сельскохозяйственный банк (14%, до 10 лет), Сбербанк России (12%, до 11 лет), банк «Союз» (10%, до 16 лет), Нацпромбанк (от 18%, до 3 лет), Международный инвестиционный банк (20%, до 10 лет).

Цена познания

Наиболее низкие процентные ставки по кредиту на обучение — у Сбербанка: 12% годовых в рублях. При этом ссуда доступна не только студентам и абитуриентам вузов, но и желающим получить профобразование на базе среднего специального учебного заведения, например колледжа или училища. Вплоть до получения диплома банк будет требовать возврата лишь процентов по кредиту, общий срок которого не должен превышать 11 лет.

Также студенту может предоставляться рассрочка по выплате процентов и основного долга не более чем на год на время академического отпуска или воинской службы. После получения диплома молодой специалист должен устроиться на работу, предъявив банку документы о трудоустройстве.

Основным требованием банка является наличие поручителей: при сумме кредита до 300 тыс. руб. поручитель может быть один, а если сумма выше, то не менее двух. Но и после одобрения кредита банк полностью оплатит обучение только студентам средних образовательных учреждений.

Желающим получить высшее образование не обойтись без собственного стартового капитала, банк же оплатит лишь 90% необходимой суммы.

Не менее 10% стоимости учебы студенту-контрактнику придется оплатить самому и при получении кредита в БСЖВ. Однако льготный период, когда заемщик платит только проценты по кредиту, здесь составляет лишь два года при максимальном сроке кредитования шесть лет. При получении кредита заемщику следует приобрести полис страхования жизни и трудоспособности на весь период кредитования, при этом страховую компанию лучше выбирать из числа рекомендованных самим банком. В этом случае процентная ставка устанавливается в размере 14% годовых в рублях, 12% в долларах или 13% в евро. При отказе от оформления полиса либо при его покупке у сторонних страховщиков ставка увеличивается на три процентных пункта по каждой из валют.

Не более 80% от стоимости обучения заплатит за студента Сведбанк. Кредит можно оформить только в рублях, а процентные ставки зависят от срока кредита. При оформлении кредита на срок до одного года банк возьмет 17,5% годовых, а до трех лет — 18%. «Для кредитов сроком от 37 месяцев банк предлагает плавающую ставку, пересмотр которой осуществляется ежегодно. Таким образом, в случае снижения процентных ставок в будущем клиенту не придется обращаться в банк с просьбой о пересмотре условий кредитования», — рассказала начальник отдела потребительского и автокредитования Сведбанка Елена Ушкова. При этом выбор студента ограничен списком вузов-партнеров, в который входят десять российских учебных заведений.

Международный инвестиционный банк предоставит кредит в размере, не превышающем 70% стоимости обучения, только студентам, обучающимся на факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова и ММА им. И. М. Сеченова. Ставка — 20% годовых в рублях.

На стопроцентное финансирование обучения могут рассчитывать студенты, решившие взять образовательный кредит в Балтийском банке и банке «Образование». В первом случае студенту предложат список учебных заведений, заключивших с банком соглашение о сотрудничестве, в который входит более сотни российских средних и высших образовательных учреждений.

Из московских вузов в него попали Педагогический университет им. М. А. Шолохова и Текстильный университет им. А. Н. Косыгина. Ставка по кредиту составит 19% годовых в рублях, но банк взимает дополнительную ежемесячную комиссию в размере 1% от лимита единовременной задолженности. Банк «Образование» не ограничивает заемщиков в выборе вуза и кредитует обучение под 15% годовых в рублях.

Оценки как гарантии

В Минобрнауки полагают, что количество участников программы кредитования среди учащихся должно расти. Министерство предлагает ряд мер, которые могли бы этому способствовать. Во-первых, выдавать кредит по действующей ставке банка, при этом государство будет субсидировать три четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ (сегодня она составляет 13% годовых), а для студентов процент по кредиту составит не более 11,5% годовых. Во-вторых, отказаться от требования поручительств и предоставления залогов со стороны студентов по образовательным кредитам, с тем чтобы государство выступало гарантом возврата денег по таким займам. В-третьих, в Министерстве образования и науки считают, что в кредитной политике необходимо ориентироваться на востребованные специальности. А банкам следует работать с вузами, которые действительно обеспечивают хорошую подготовку. Расширение программы должно произойти, по мнению главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, за счет выдачи кредитов студентам как государственных, так и негосударственных вузов.

Ограничением же в получении кредитов, по мнению, чиновников, должна стать в первую очередь плохая успеваемость, которая и является главной гарантией того, что студент не вернет деньги.

По подсчетам чиновников, размер государственной поддержки образовательных кредитов в 2009 году должен составить около 750 млн руб., из них 500 млн — это средства, которые останутся в банках в качестве обеспечения гарантии невозвратов, что позволит не требовать от заемщиков какоголибо дополнительного обеспечения по кредитам, а остальное пойдет на субсидирование процентной ставки. Большая часть этих денег, скорее всего, не будет востребована, потому что до невозвратов не дойдет. Тем не менее в бюджете эти средства должны фигурировать.

«Я считаю, что если мы покрываем часть бюджетной ставки по продаже легковых автомобилей и сельхозтехники, то наши студенты точно ничуть не хуже, чем наши автомобили, — объясняет Андрей Фурсенко. — Хотя, конечно, если бы банковская ставка была ниже, наверное, нам бы было проще с точки зрения компенсаций. Кроме того, не следует переоценивать спрос на кредиты. Особенно с учетом того, что у нас в этом году на каждую тысячу выпускников школ было 420 бюджетных мест на очных отделениях вузов».

Модернизация системы российского образования в 2005–2009 годах

Модернизация системы российского образования в 2005–2009 годах