• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гонки до стенки

ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. 13 декабря 2009

Вышка активно принимает на работу ученых из других стран. "Мы не можем набирать только своих соотечественников, это совершенно кривой путь", - заявил Я.И. Кузьминов. В Вышке уже используется целый набор инструментов для стимулирования академической активности:двухуровневая система академических надбавок, конкурс исследовательских грантов Научного фонда ВШЭ и другие. Разработана и система мер, позволяющих уменьшить количество преподавателей, не ведущих научных исследований.

Центральной фигурой на круглом столе "Создание университетов мирового класса:международный опыт и российская практика", организованном Российской экономической школой (РЭШ), стал приглашенный из Бостонского колледжа профессор Филипп Альтбах - директор Центра международного высшего образования, ведущий мировой специалист в области сравнительного изучения программ развития университетов в странах третьего мира. Он же - председатель Международного наблюдательного совета Высшей школы образования Шанхайского университета, где составляется один из двух самых известных международных рейтингов университетов.

Как сообщил мэтр, Россия находится в самом начале очень захватывающего пути, которым, впрочем, идут все страны. Кто-то начал раньше, кто-то позже. В условиях массового высшего образования необходимо определить, кто займет место наверху этой системы, и мировой опыт показывает, что выделить эту верхушку должно правительство. Лишь в США исследовательские университеты появились в результате столетнего естественного отбора.

Фактор, осложняющий развитие наших университетов, считает Филипп Альтбах, - это разделение науки на академическую и университетскую. В большинстве стран источники научных исследований - университеты. В России - не так. "Если бы и был ответ, что тут делать, я бы промолчал - вы сами должны его найти", - заметил профессор. Но все же высказал несколько идей по поводу того, что могло бы помочь нашим университетам. Он говорил о необходимости тесной связи между университетскими и академическими исследованиями и гибкой организационной системы в университете, чтобы тот мог, если возникнет необходимость, создать исследовательский институт, поддерживать его, пока он нужен, и убрать, если мешает.

Исследовательские университеты - это центры, вокруг которых в каждой стране строится система образования. В США исследованиями занимаются менее 20% университетов. Остальные - обучающие (teaching university), для массового образования. Проблемы, которые возникают при создании исследовательских университетов в странах мира, в принципе, схожи. В основном эти университеты государственные (исключение - США и Япония). Для всех стран актуальны вопросы финансового обеспечения исследовательских университетов. Их просят искать доход и самостоятельно. "Коммерциализация результатов, конечно, нужна, но необходимо сохранять баланс при преимуществе фундаментальных исследований", - подчеркнул Ф.Альтбах. Растут требования к финансовой отчетности, что вступает в противоречие с автономией университетов.

Профессор подчеркнул необходимость хорошего эффективного менеджмента, без которого исследовательского университета не создать.

И, конечно, очень важен уровень исследователей. Международный эксперт признал, что университеты США не могли бы существовать, если бы не было притока умов из-за границы. Лучшим ученым предлагают высокую зарплату и академические свободы. "Эти уроки важны для всех университетов", - подчеркнул эксперт. В заключение он заметил, что для эффективности создания исследовательских университетов "надо много думать и вкладывать много денег. Думать - не менее важно, чем вкладывать деньги".

 Взгляд сверху

Помощник президента Аркадий Дворкович, говоря о формировании сети ведущих университетов в России, соотносил свое выступление с мировым опытом, о котором только что рассказывал Ф.Альтбах. Прежде всего, он подчеркнул, что "развитие

профобразования, повышение его качества - критически важны для развития страны, для консолидации общества". Но "понимание этой важности - не повод выбивать деньги, а повод меняться. Предлагать пути, как это надо делать. А государство тех, кто хочет и будет меняться, поддержит". Он напомнил, что в стране определено 7 федеральных и 14 национальных исследовательских университетов, и добавил, что эта "дверь не закрыта". По его словам, могут появиться еще 1-2 федеральных университета. Что же касается НИУ, то "в какой-то момент мы продолжим формирование этой сети". При этом, по его словам, как и на Западе, очень важно существование большого количества институтов, предоставляющих качественное профессиональное образование. Слабые же вузы должны уйти с рынка. Добровольно, конечно, никто не уйдет, но, во-первых, многие из них зависят от государственного финансирования, а во-вторых, государство может устанавливать определенные требования. То есть существуют пути изменить ситуацию.

Во взаимодействии НИУ с институтами РАН есть два варианта:интеграция или конкуренция. А.Дворкович предположил, что будут использоваться оба. "С одной стороны, несмотря на то что финансовая ситуация тяжелая, будем расширять конкурсное, грантовое финансирование научных проектов, исследований и отдельных научных школ, тем самым создавая конкурентную среду и формируя параллельный канал финансирования научных исследований и разработок. С другой стороны, опыт объединения усилий образовательных и академических центров тоже будет расширяться". Конкретный пример такой интеграции - в рамках формирующегося мощного Национального центра исследований и разработок в атомной отрасли, где МИФИ будет взаимодействовать с институтами, которые войдут в центр, и с другими институтами РАН. "Здесь мы можем добиться успеха, но при определенных условиях. Там тоже не все еще до конца ясно", - сказал А.Дворкович. И добавил, что, возможно, в крупных центрах образования (таких как Новосибирск и Томск) появятся и другие подобные центры.

По словам помощника президента, требования к ведущим вузам будут предъявляться более высокие, чем к остальным, но это будут требования к результатам, "а не к каждому шагу, который они предпринимают". То есть требования, не ограничивающие их академические свободы.

Что же касается ресурсов для развития, государство должно концентрировать свою поддержку на ведущих вузах. "Но, тем не менее, без негосударственного финансирования нам не обойтись. Здесь нужно сочетание заказа на подготовку специалистов и на прикладные разработки, налоговых льгот на благотворительность, а также системы образовательного кредитования... В целом, финансирование ведущих университетов, государственное и негосударственное, должно увеличиться в разы".

Вопросы финансирования вузов затронул и министр Андрей Фурсенко. Он назвал три момента, которые сегодня серьезно влияют на развитие высшей школы:демографический спад;необеспеченность кадрами и научными исследованиями экономики, которая будет после кризиса;консерватизм людей, работающих в высшей школе и в науке. Реальные рыночные процессы, по словам министра, начались в высшей школе только сейчас. В связи с этим надо понимать, что "базовое финансирование тоже не может быть гарантировано никому". Оно будет привязано к услуге, к тому, сколько людей учится. Главные люди сегодня в университете - это студенты и исследователи. Финансирование вузов будет зависеть от того, кому предоставляются образовательные услуги и какого качества исследования проводит вуз.

 Взгляд изнутри

При всем многообразии подходов к созданию "университетов мирового класса"- ведь в эту гонку включились не только Китай, но и Аргентина, Мексика, Саудовская Аравия - существуют некоторые общие характеристики этого движения. Анализ программ развития наших НИУ показал, что некоторые очень важные вещи "сознательно или естественным путем"отодвинуты на второй план. Об этом говорил проректор ГУ-ВШЭ Исаак Фрумин. Так, программы кадрового обновления в большинстве документов сводятся к программам повышения квалификации уже работающих кадров, "как будто тех людей, которые уже 15 лет не проводили международных конкурентных исследований, чему-то удивительному научат и они начнут это делать". Второе:из программ совершенно непонятно, как будет реально происходить включение университета в глобальный рынок исследований и разработок. И третье, что тревожит, - традиционный подход к набору студентов. Недавнее исследование в ВШЭ показало, что все технические вузы, за исключением Физтеха, имеют слабый набор (если судить по среднему баллу ЕГЭ). Но самая большая проблема для университета, для которого, по идее, должна быть характерна высокая академическая культура, - "страшная неоднородность"поступающих. Есть небольшая группа ребят с очень хорошими баллами, но большинство таких, кто, по всей видимости, вообще не сможет учиться. Эту очень серьезную проблему программы развития НИУ, как правило, не решают. И.Фрумин призвал исследовательские университеты еще раз подумать о приоритетах.

А как смотрят на выполнение поставленной задачи достижения уровня университетов мирового класса сами НИУ? На круглом столе выступили ректоры двух российских национальных исследовательских университетов - Дмитрий Ливанов (МИСиС) и Ярослав Кузьминов (ГУ-ВШЭ). Большая часть их сообщений была посвящена вопросу обновления кадров. В МИСиС разрабатывается внутренняя система аттестации преподавателей, которая будет стимулировать ведение исследований и обеспечит быстрый карьерный рост самых способных. В ГУ-ВШЭ, рассказал Я.Кузьминов, уже используется целый набор инструментов для стимулирования академической активности:двухуровневая система академических надбавок, конкурс исследовательских грантов Научного фонда ВШЭ и другие. Разработана и система мер, позволяющих уменьшить количество преподавателей, не ведущих научных исследований. Оба вуза уже начали принимать на работу ученых из других стран. По словам Я.Кузьминова, "мы не можем набирать только своих соотечественников, это совершенно кривой путь".

Правда, чем выше уровень ученого, тем больше ему надо платить. Между тем, как сообщил Д.Ливанов, средств, полученных российскими НИУ, хватит только на первые шаги, этого недостаточно для выхода на мировой уровень. Как подсчитали эксперты, чтобы войти в список 50 лучших европейских университетов, МИСиС нужно увеличить финансирование на одного студента в 2,5-3 раза.

"Догнать и перегнать с нашего уровня очень сложно", - признал и ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. Но ведь можно начать с создания не целого университета мирового класса, а только кафедры или факультета. И такой опыт уже есть. Факультет политических наук Европейского университета вошел в сотню лучших факультетов в Европе, причем в этом рейтинге представлены только три восточноевропейские страны. Европейский университет также помог создать кафедру нового уровня в Петрозаводском госуниверситете - уже сейчас ее преподаватели публикуют статьи на английском, и если так пойдет и дальше, лет через 5-10 она попадет в международные рейтинги. "Может ли Россия адаптировать все описанные практики вывода университетов на мировой уровень? Думаю, что да, - заключил О.Хархордин. - Но надо смотреть, что работает, а что нет. Нельзя просто копировать - в этом убеждаешься, когда налетаешь на стенку. Как и нельзя кричать, что у нас нетрансформируемые традиции. Истина находится где-то посередине". С этим трудно не согласиться.