• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оставались, а не уезжали

Красное знамя (Томск). 22 мая 2008

Образование — это одно из главных условий выхода страны из того кризиса, в котором она сейчас, с моей точки зрения, находится. Если мы хотим, чтобы страна была конкурентоспособной, у нас должно быть совершенно иное качество трудоспособного населения, квалифицированных кадров, а для этого нужно резко повышать уровень образования, нужно делать так, чтобы люди образованные оставались в стране, а не уезжали.

Образование, с моей точки зрения, безусловно, приоритетная задача, но это одна из задач. Потому что если просто вложиться в образование как таковое, то эффекта не будет. Это целый комплекс. Какая стратегия без объяснения того, как мы будем добираться? Вот говорят — мы должны. Мы должны сделать лучшую, самую привлекательную страну, сделать лучшее образование, лучшую медицину, самую эффективную армию, мы должны повысить в четыре раза производительность труда, мы должны утвердить инновационную экономику. Но ни слова о том, как мы будем этого достигать. Было сказано, что у нас нет никаких причин, которые бы помешали нам это сделать. Для меня это немножко маловато. На мое ухо было обозначено огромное количество фантастически сложных проблем, которые требуют гигантских затрат, которые требуют совершенно иного качества управления этими затратами, поскольку и Путин еще в качестве президента признал, что коррумпированное государство, низкокачественное чиновничество тоже надо трансформировать, но какого рода ресурсами мы располагаем, сказано не было. Я буду страшно рад, если Медведев объяснит населению страны, как это сделать. В противном случае все призывы зависают в воздухе.

Уезжают не потому, что наиболее образованные, уезжают наиболее востребованные. Поэтому необходимо создание условий не только для получения, но и для потребления страной образования, надо создавать среду, в которой человек, получивший качественное образование, человек, который ощущает себя конкурентоспособным гражданином мира, имеющим возможность выбирать, где ему лучше жить, чтобы такой человек осознанно остался в стране.

Важна не только перспектива благосостояния, но еще и некое культурное ощущение, потому что творческому работнику это абсолютно необходимо. Необходим легкий доступ к книгам, необходим доступ к инструментам, приборам, если они ему нужны, необходимы путешествия, контакты с людьми и т. д., необходимы нормальные, грамотно выстроенные отношения с собственной администрацией. Очень много чего нужно, ведь, на самом деле, остановить бегство мозгов — это практически изменить атмосферу внутри страны, изменить большинство институтов внутри страны.

Министерство образования работает сейчас над созданием образовательной системы нового поколения. Я знаю, что имеется в виду. В первую очередь это образовательные стандарты нового поколения, потому что наши стандарты очень отсталые. Наши студенты, в отличие от студентов в вузах мирового уровня, обязаны посещать огромное количество обязательных лекций, там ворох всяких экзаменов, возможностей для самостоятельной работы у нас значительно меньше, возможностей выбора дисциплин на порядок меньше. ВШЭ в этом смысле, действительно, все больше и больше вырывается в лидеры. То, что у нас, скажем, существует фантастическая электронная библиотека, которая дает любому студенту, любому преподавателю с компьютеров, которые стоят в Вышке, получать 90% полнотекстовой иностранной литературы, практически какой он захочет, это уникальность. Вышка тратит бешеные деньги, но это создает огромные возможности для научной работы. Однако такого рода библиотек почти ни у кого нет, если вообще у кого-то есть. Кроме того, мы все-таки стараемся внедрять и куда большую вариативность для студентов, они могут больше выбирать. В этом году и на будущий год будет просто прорыв сделан, когда мы постараемся, чтобы большая часть предметов выбиралась студентами, а не навязывалась преподавателями. Это очень тяжелый, очень болезненный процесс, который будет работать на повышение качества. Так что министерство в этом смысле в правильном направлении идет, только повторяю, что для меня это одна часть очень большой проблемы.

Дальше вопрос: а куда пойдут или поедут эти очень хорошо подготовленные люди? Страна находится в тяжелейшем положении, безусловно. Коррупция, организованная преступность, воровство, ложь и т. д. Все это мы знаем. Выходят люди высокообразованные, их можно привлечь остаться здесь на пафосе гражданственности — помогите. Я абсолютно согласен с Путиным, когда он говорит, что либо мы прорываемся из того состояния, в котором сейчас находимся, либо мы в самом деле обречены на распад. Это точно так. Но не существует одного направления прорыва, мы должны идти широким фронтом. Чтобы люди чувствовали ответственность за свою страну, необходимы и образование, и нормализация работы бизнеса, и нормализация работы государства, и восстановление демократических институтов, и много, много, много чего. Только человек, чувствующий себя основой государства, способен творить чудеса на благо Родины.

Первоисточник: радиостанция "Эхо москвы", программа "Разворот", 8 февраля 2008 г.