• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпочтения абитуриентов 2014 года: результаты мониторинга

Наука и технологии России (STRF.ru). 5 ноября 2014

Приём 2014 года не преподнёс особых сюрпризов, как показывает мониторинг, проведенный НИУ ВШЭ и Минобрнауки России. Этот мониторинг проводится уже четвёртый год подряд, на этот раз 406 вузов предоставили сведения о баллах ЕГЭ зачисленных на первый курс бакалавриата и специалитета на бюджетные и платные места.

Минобрнауки России является заказчиком и соавтором исследования. «Мы считаем очень важным то, что ежегодно проводится мониторинг, и мы имеем возможность посмотреть на результаты приёма сквозь призму результатов единого государственного экзамена», – отметил заместитель министра образования и науки Александр Климов на пресс-конференции 29 октября.

Для того, чтобы было легче дать оценку вузу по итогам мониторинга, было выделено 3 группы вузов по среднему баллу всех зачисленных в данный вуз (либо на данное направление): лидеры, у которых средний балл приема от 70 и выше, «хорошисты», где баллы от 56 до 70, и отстающие, средний балл которых ниже 56.

Приоритетные направления

«В целом ситуация в сравнении с 2013 годом не поменялась, у нас востребованы разные направления, связанные с экономикой, менеджментом, международными отношениями, но также востребованы и те направления подготовки, которые требуют высоких знаний по математике и физике», – сказал Александр Климов.

О том, какие направления подготовки являются востребованными с точки зрения государства, можно судить по количеству выделенных бюджетных мест. Как сообщил Александр Климов, в этом году всего было выделено свыше 466 000 бюджетных мест, из них 44% занимают инженерные и технические специальности, 16% – науки об обществе, особое внимание было также уделено подготовке педагогических кадров. «Мы традиционно уделяем серьезное внимание подготовке педагогов с учётом тех масштабных программ, которые в настоящее время реализуются в Российской Федерации по дошкольному и школьному образованию», – подчеркнул Климов.

При этом мониторинг показывает, что запросы абитуриентов и их семей отличаются от того, что нужно государству. В десятку направлений подготовки, предпочтение которым отдают выпускники с наивысшими баллами ЕГЭ, входят в основном гуманитарные дисциплины: международные отношения, теория искусств, политология, востоковедение.

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что количество студентов, принимаемых на платной основе, также отражает популярность профессии, и по этому показателю лидируют социально-экономические вузы.

Кузьминов особенно отметил, что лидерами по качеству приёма остаются медицинские вузы, то есть именно на врачей идут учиться выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ.

Нужны ли столицам инженеры?

Усилия по увеличению престижа технического профиля не прошли даром – в этом году топ-10 российских вузов пополнился ещё одним техническим институтом, и наряду с уже закрепившим свои позиции МФТИ (средний балл на бюджет в расчёте на 1 предмет 92,2) в десятку лучших вошел МИФИ (83,7) . По словам Кузьминова, это «единственное серьезное изменение в топ-10». Всего 13 вузов технического профиля имеют средний балл выше 70, причем 12 из них, кроме Уфимского государственного нефтяного университета (71,6), – столичные. Это показывает, насколько велико стремление талантливой молодёжи перебраться в Москву, а такая тенденция неблагоприятна для отечественной экономики, особенно для технических отраслей.

Но есть еще одна проблема. Среди технических вузов немало «троечников», таких в этом году 27. Из-за большого количества выделенных бюджетных мест менее престижные вузы вынуждены набирать претендентов с низкими баллами. Таким образом, с точки зрения ректора НИУ ВШЭ, в погоне за количеством технарей мы рискуем потерять в качестве и понизить престиж профессии и уровень доверия к выпускникам.

«Есть минимальная вероятность, что человек, который в школе учился на 3 по физике и математике, может готовиться стать инженером. Есть чудеса, но это 2–5%», – считает Кузьминов.

Тем не менее, Минобрнауки России не намерено сокращать бюджетные места в региональных технических вузах.

«Я бы скорее наоборот посмотрел и обсудил, нужно ли такое количество крупных технических вузов в Москве и Санкт-Петербурге, и куда идут выпускники этих вузов», – сказал Климов.

Он также подчеркнул, что Минобрнауки России запустило 2 проекта, нацеленных на развитие инженерных и технических направлений подготовки в регионах – «Подготовка кадров для социально-экономического развития регионов» и «Новые кадры для ОПК», которые поддерживают те учебные заведения, которые пока не входят в число лучших, но находятся в непосредственной близости от производства и могут обеспечить и студенческую практику, и стабильный приток новых кадров на предприятия в будущем.

Прием – это ещё не всё

В целом по России средний результат абитуриентов понизился на 4 балла, это было ожидаемо в связи с ужесточением процедуры сдачи ЕГЭ. Благодаря усилению контроля списать на экзамене было практически невозможно, и нынешние результаты более достоверно отображают знания выпускников школ. Кроме того, в этом году использовались только электронные данные о результатах ЕГЭ для поступления, что также помогло снизить процент мошенничества при приёме.

Но, как заметил заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров, деятельность этой организации по повышению качества образования не ограничивается только контролем результатов абитуриентов. «Абитуриенты должны понимать, в какие вузы они поступают и какое получат образование», – подчеркнул Бисеров. В этой связи также проводится серьезный мониторинг качества самих учебных заведений. За прошедший год Рособрнадзор отозвал 353 лицензии у учебных организаций: вузов и филиалов. Причем часть из этих лицензий была отозвана самими организациями, когда они поняли, что не могут соответствовать требуемым стандартам. Часть лицензий была отозвана в результате слияния образовательных организаций.

Интересно и то место, которое в глазах общества занимает высшая школа.

Комментируя больший, чем в других странах, интерес россиян к высшему образованию, Кузьминов заметил, что в России обучение в школе короче, чем в других развитых странах: 11 лет, а не 13. «Первые два курса в вузе на 50 процентов компенсируют то, что студенты не доучили в общеобразовательной школе», – считает Кузьминов. – «Нет в других странах иностранных языков и философии в вузах, там все это преподается в старшей школе». По его словам, в Министерстве образования и науки РФ продолжается работа по созданию бакалавриата более широкого профиля, который не предполагал бы подготовку конкретных специалистов, а был бы направлен на завершение процесса социализации молодёжи, и это отвечает и потребностям абитуриентов, и общественным реалиям.