• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О «Школе» с любовью

Московский комсомолец. 18 января 2010

Заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков: «Если бы в сериале "Школа" отразили все проблемы в реальном масштабе, общество закричало бы от ужаса».

О сериале «Школа», идущем на Первом канале, заговорили на всех этажах нашего общества, и каждый определил для себя позицию — за или против. Достаточно тех, кто высказывается весьма категорично: такой чернухе не место на центральном ТВ. А вот эксперт «МК» Леонид Поляков, зам. декана факультета прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики и автор учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11-х классов, совершенно не согласен с подобной точкой зрения. По его мнению, фильм снят достаточно сдержанно и лишь намекает на возможное зло. Но именно в этом, как считает Поляков, и кроется успех.

— Леонид Владимирович, вы действительно считаете, что фильм снят сдержанно?

— Конечно! Его создатели трепетно и нежно относятся к своему предмету. О современной школе можно было бы говорить значительно более жестким и беспощадным языком, но если показать все в реальных масштабах — курение школьников, потребление ими наркотиков, взятки учителей, их некомпетентность и другие образовательные и воспитательные проблемы, то общество закричало бы от ужаса. А когда человек кричит от ужаса, он не способен размышлять. Тут же видна тактичность и сдержанность автора, которая мне очень нравится. Но эта сдержанность намекает нам на такое возможное зло, на такие глубинные бомбы, которые в будущем могут разорваться, что становится еще страшнее. Поэтому и вызвал-то фильм общественный диспут, вызвал желание даже его запретить. Авторы, я убежден, не гонятся за дешевой популярностью, они сделали этот фильм с любовью.

— Вы являетесь автором учебника по обществознанию для 11-х классов, при его подготовке объездили всю Россию. На ваш взгляд, школа, показанная в фильме, больше напоминает провинциальную? Или это типично московское учебное заведение?

— В том-то и дело, что она может быть как столичной, так и провинциальной. Этот сюжет мог бы развиваться как в Москве, так и в Хабаровске, Петрозаводске, Рязани... Просто в Москве больше возможностей, более комфортная среда — и учительская, и родительская. Более комфортные условия для получения знаний. Но человеческие отношения-то те же. В том-то и тонкость, что в сериале показана среднетипическая российская школа. А ведь школа — это единственный в стране общий социализирующий институт, место, которое объединяет — ведь только туда ходят абсолютно все, тогда как в вуз поступают самые умные, в армию идут только парни и т.д. А в школе собираются и дети, и взрослые — учителя, родители, бабушки и дедушки... И, на мой взгляд, фильм очень тонко попадает еще и в желание людей объединиться, почувствовать себя единой нацией. Потому что эти проблемы касаются всех. Каждый из нас или ученик, или бывший ученик, или учитель, или родитель...

— А не считаете ли вы, что сериал может быть опасен для подростковой психики? Не будет ли он руководством к действию для тех самых 13–14–15-летних? Также вести себя, также курить, пить пиво, также ругаться, говорить о сексе?...

— Действительно, существует такая точка зрения, что искусство должно показывать только хорошее. Зло показывать нельзя, потому что может вызвать желание его повторить. Мне представляется, что при всей справедливости этой точки зрения мы должны понимать: современный мир высоких технологий предполагает абсолютную доступность любой информации. Ребенок включает компьютер, щелкает по кнопочке и получает все, что хочет. В этом мире порог взросления сильно понизился. Дети уже не думают, что их нашли в капусте или они были принесены аистом. И те установки при воспитании детей, которые лет тридцать назад могли работать, уже не работают. Современных школьников уже не проймешь простым наставлением: не кури, потому что вредно. Нужно искать новый язык общения с подростковой средой. Эти ребята опережают нас в информированности, вот это надо понимать. Мы боимся показать им плохое, а они это плохое уже сами узнали, нашли, прочитали...

— Как вы считаете, у ребят из этого сериального учебного заведения есть шанс поступить в Высшую школу экономики? Или в любой другой престижный вуз?

— У большинства престижных вузов есть возможность проводить дополнительные испытания, помимо ЕГЭ. Так вот эти вузы выстраивают вокруг себя забор, который этим детям преодолеть не удастся. А как раз «вышка» принимает только по результатам ЕГЭ, поэтому эти школьники имели бы все шансы поступить к нам. Я посмотрел пока еще небольшое количество серий, но у меня уже созрел какой-то внутренний оптимизм на их счет. Мне кажется, что в этих детях очень рано был изжит инфантилизм. Они уже смотрят на мир взрослыми глазами, они рано научились встраиваться в нашу взрослую жизнь. Поэтому пока, после нескольких серий, я спокоен за их дальнейшее будущее...